Найти тему

Инновационные ковровские экскаваторы эпохи 50-60-х годов

Гусеничные экскаваторы Ковровского экскаваторного завода были одними из самых массовых на стройках Советского Союза. В 50-60-е годы выпускались тросовые модели с механическими приводом, а с начала 70-х – гидравлические. Но в истории предприятия были и малоизвестные машины, конструктивно отличавшиеся от крупносерийной продукции, эта техника являлась передовой для своего времени.

Учитывая несовершенство экскаваторов с одномоторным приводом и механической передачей, конструкторы ковровского завода еще на рубеже 40-50-х годов пришли к выводу, что дальнейшее улучшение серийного экскаватора Э-505 должно идти по пути внедрения индивидуального электропривода рабочих механизмов.

К разработке проекта такой машины ковровские инженеры приступили в начале 50-х годов. Новинка получила обозначение Э-509. В сравнении с механическим одномоторным экскаватором дизель-электрический экскаватор с индивидуальным многомоторным приводом сулил много преимуществ. На нем значительно упрощается кинематическая связь между отдельными узлами, что снижает вес машины, упрощает обслуживание и ремонт, облегчает управление, увеличивает надежность (в том числе из-за уменьшения количества передач и из-за отсутствия значительных динамических перегрузок механизмов, характерных при одномоторном приводе). Появляется возможность совмещения рабочих операций. Кардинально улучшаются показатели в режиме работы краном – вместо резкого включения механизмов и нечеткости действий, что присуще экскаватору-крану с одномоторным механическим приводом, появляется возможность плавного регулирования скоростей, что позволяет выполнять монтажные операции. При дизель-электрическом приводе становится возможным использование привода как от собственного дизельного двигателя, так и от внешней электросети. Электропривод позволяет установить концевые выключатели для всех рабочих движений машины и обеспечить этим ее безопасную работу. Благодаря электрификации экскаватора значительно улучшаются условия работы машиниста (обогрев кабины в зимнее время и обдув в летнее). Имеется возможность использовать собственную дизель-электрическую установку для подключения внешних потребителей электроэнергии, например сварочного аппарата и т.д.

Э-509
Э-509

Силовой частью экскаватора Э-509 являлся дизель Д-54 мощностью 54 л.с. в паре с генератором переменного тока на 62,5 кВт. Мотор меньшей мощности установили вместо 80-сильного КДМ-46, мощность которого при одномоторном приводе использовалась на 40-50%. Зубчатые передачи были заключены в масляные ванны, что позволило повысить стойкость шестерен и увеличить межремонтные сроки. По проекту вес Э-509 предполагалось снизить до 19 т, что на 2 т меньше, чем у экскаватора Э-505.

Единственный экземпляр экскаватора Э-509 был изготовлен в середине 50-х годов. Увы, этой прогрессивной для своего времени машине не суждено было стать серийной. Производство принципиально нового изделия требовало совершенствования технологий, применяемых на ковровском заводе. При изготовлении редукторов и шестерен к новому экскаватору требовалась повышенная точность с применением новейших способов механической и термической обработки, так как только в этом случае можно было добиться значительного повышения их работоспособности. Кроме того отечественная электротехническая промышленность была не готова обеспечить массовое производство комплектующих, необходимых для экскаватора с многомоторным дизель-электрическим приводом.

Однако тема экскаваторов с многомоторным дизель-электрическим приводом на модели Э-509 не закончилась. Завод продолжал совершенствовать конструкцию данных машин вплоть до середины 60-х годов, до тех пор, когда уже окончательно стало ясно, что будущее за гидравлическими экскаваторами.

Вслед за экскаватором Э-509 в 1956 году появилась усовершенствованная модель Э-6512. На ней также применялся двигатель Д-54 и генератор переменного тока. Применение дополнительного маховика в силовой установке позволяло наиболее полно использовать мощность двигателя. Машина оснащалась ковшом увеличенной до 0,65 м3 вместимости, в крановом варианте грузоподъемность составляла 10 т. Таких экскаваторов завод в период с 1956-го по 1960 год выпустил 7 единиц.

Э-6512
Э-6512

Итогом работ по совершенствованию конструкции экскаваторов с многомоторным дизель-электрическим приводом стала очередная модель, опытный образец которой был изготовлен в начале 60-х годов. Машина, получившая обозначение Э-6516, заимствовала конструктивные решения, принятые на предыдущих моделях Э-509 и Э-6512. Взамен дизеля Д-54 на ней устанавливался более мощный 75-сильный мотор Д-75, работавший в паре с генератором переменного тока мощностью 62,5 кВт. На валу генератора устанавливался маховик, повышающий степень использования мощности двигателя. Маховик отдавал энергию во время копания и "запасал" ее во время других элементов цикла. Примененная на экскаваторе схема остановки платформы тормозом вместо торможения противовключением двигателя значительно облегчала режим работы мотора и уменьшала на 15-20% расход энергии на единицу вынутого грунта. Независимый привод каждой гусеницы от индивидуального электромотора обеспечивал отличную маневренность.

Опытный экскаватор Э-6516
Опытный экскаватор Э-6516

Емкость ковша прямой лопаты экскаватора Э-6516 составляла для тяжелых грунтов 0,65 м3, для средних – 0,75 м3. Грузоподъемность при работе краном со 10-метровой стрелой равнялась 10 т. Вес экскаватора Э-6516 с прямой лопатой достигал 18 т, что было на 2,5 т меньше, чем у массово выпускавшегося в тот период Ковровским заводом механического экскаватора Э-652.

Отличительной особенностью Э-6516 было отсутствие традиционного кузова с интегрированной в него кабиной, как у прежних дизель-электрических моделей Э-509 и Э-6512 и серийных механических экскаваторов Э-651/Э-652. Кабина новой машины была выполнена отдельным элементом.

Экскаватор Э-6516 выпускался мелкосерийно: с 1963-го по 1965 год было собрано 37 экземпляров этой модели. Серийные машины внешне несколько отличались от опытного образца, в частности кабиной и формой кожухов на поворотной платформе.

Серийный экскаватор Э-6516
Серийный экскаватор Э-6516

В 1966 году завод изготовил очередную версию дизель-электрического многомоторного универсального экскаватора на переменном токе, обозначенного Э-6518. Увы, по данному экскаватору автору этих строк удалось найти весьма скудную информацию. Достоверно известно, что он прошел Государственные приемочные испытания и был рекомендован к серийному производству, однако так и остался опытным образцом, изготовленным в единственном экземпляре. Вероятно, на этой модели закончились эксперименты ковровского завода с экскаваторами, имеющими многомоторный дизель-электрический привод, так как уже не за горами была новая эпоха гидравлических машин. Кстати, внешне экскаватор Э-6518 заметно преобразился по сравнению с предыдущими моделями механических и дизель-электрических экскаваторов. Установленная на нем кабина с большой площадью остекления и дизайн поворотной платформы были весьма похожи на первую модель ковровского гидравлического экскаватора ЭО-4121, работы над которой велись в конце 60-х годов.

Э-6518
Э-6518

Отдельную ветвь в эволюции ковровских экскаваторов с индивидуальным многомоторным приводом представляют машины для подземных работ. Но о них я расскажу в другой раз.

Автор статьи глубоко признателен за оказанную помощь Лукашову В.С., в прошлом – главному конструктору Ковровского экскаваторного завода.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой Дзен-канал и порекомендуйте его друзьям.

  • У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.
  • Также есть одноименный канал в ВК.

Если вы пропустили интересующие вас публикации, для вашего удобства есть Путеводитель по Дзен-каналу (ЖМИТЕ).

#экскаватор #машина #строительная техника #ковров #завод #ссср #история #ретро-техника #промышленность ссср