Эта история незаметно для многих промелькнула в автомобильной новостной ленте. Многие на нее просто не обратили внимание. Но она рассказывает о несколько необычном явлении в нашем автомобилестроении. А начнем мы ее издалека.
Как известно, в любом крупном городе пассажиропотоки на различных маршрутах сильно различаются. Есть направления с огромным пассажиропотоком в 10-20 и даже 30 тысяч пассажиров в час. А есть с совсем слабым пассажиропотоком. На первых, на помощь автобусам приходит трамвай, или даже метрополитен. А на маршрутах второго типа нетребовательные руководители транспортного цеха городов отдают их маршруточникам. И те с удовольствием берут их на обслуживание.
Но все же, возить людей в транспортном средстве в переделанном из цельнометаллического фургона под маршрутку, или в автобусе типа "пазик" на шасси грузового автомобиля, как-то в 21 веке уже несолидно. Все равно в часы пик эти маршрутки будут набиваться под завязку. А тем более претит такой подход такому городу как Санкт-Петербург, который носит гордое имя «культурной столицы России».
Как известно, недавно северная столица России приступила к самому масштабному обновлению своего пассажирского парка. 347 маршрутов города должны обслуживать новые автобусы, которых потребуется не много ни мало 2 800 единиц. В этом обновлении оказались задействованы все крупные автобусостроители из России и Беларуси. Но вот какая произошла история.
Если проблем с автобусами большого класса (12-метровых) и особо большого класса (18-метровых) не возникало. Как в принципе не возникло проблем и с автобусами среднего класс (9-метровыми), которые необходимо ставить на те маршруты, где пассажиропоток невелик.
Конечно, без проблем на такие маршруты подойдут белорусские автобусы МАЗ-206, их вместимость 67 пассажиров. Относятся они к классу 9-метровых машин и они уже заказаны и поступают в город на Неве.
В свою очередь, у Группы ГАЗ есть автобус Vector Next аналогичной размерности. И работающий на метане, что требуется в Санкт-Петербурге. Но есть один небольшой нюанс. Для того, чтобы соответствовать требованиям доступности маломобильных категорий граждан в этих автобусах. выпускаемых Павловским автобусным низкий пол расположен в заднем свесе, вдобавок в салон ведет ступенька. То есть это такая хитрость придуманная в Группе ГАЗ.
Но эта история пошла в совсем другом направлении. Есть в пятимиллионном городе компания «Питер-авто», которая является не только перевозчиком и активным игроком питерского рынка перевозок, но и совладельцем российского автобусостроителя «Волгабас» (BMG – Бакулин Мотор Групп).
Специалистам «Волгобаса» с чистого листа и в кратчайшие сроки сконструировали, построили, испытали и провели сертификацию под большой заказ от «Питер-авто», которая выиграла тендер на поставку 545 газомоторных автобусов среднего класса, работающих на сжиженном метане в августе прошлого года. Разработка новинки шла ударными темпами. Уже в мае этот автобус, с наименованием Volgabus-4298 получил ОТТС.
Конечно, если бы Павловский автобус из Группы ГАЗ не снимал еще в 2015 году со своего конвейера модель ПАЗ-3237, то выбор мог бы были сделан в его пользу. Но теперь в модельной линейке павловчан такого автобуса вместимостью 55 пассажиров нет.
Но присмотримся к Volgabus-4298. Его вместимость 49 пассажиров, из которых 22 располагается на сиденьях. Этот автобус должен работать либо на сжиженном, либо на компримированном природном газе. Двигатель в обоих случаях 4-цилиндровый Weichai WP5NG200E51 мощностью 194 л.с. объемом 5 литров Трансмиссия – гидромеханическая. Коробка передач – автоматическая Allison T270R (6+1). Задний ведущий мост и передняя ось – компании Dana. Подвески – зависимые, пневматические с системой электронного управления ECAS.
Сразу видно, что компоненты в новую машину заложены еще в досанкционный период. Если у компании BMG накоплены запасы комплектующих из недружественных стран, и ничего не угрожает выполнению питерского заказа на производственной площадке под Владимиром, то не придется проводить работы по замещению компонентов.
Впрочем, в компании декларируют реальные заказы аж на 900 автобусов такой модели. По всей видимости, если это так, то к антисанкционным работам все же придется приступить. По крайней мере заменить АКПП, передний и задний мосты на китайские.
И последнее. Первые автобусы уже приступили к работе в Санкт-Петербурге. А еще они вышли на маршруты в Ярославле.
Уважаемые читатели!
Что вы думаете о конкуренции в автобусостроении России? А что вы думаете об импортозамещении? Пишите в комментариях
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz