Помните известную притчу о слоне и мудрецах, лишенных зрения, описанную в стихах С.Я.Маршаком?
Самуил Маршак - "Ученый спор"(отрывок)
Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.
Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон — одна
Из безопасных змей…
Многие исследования и выводы относительно ВЧЛ напоминают мне эту историю. Высокую чувствительность заносят то в застенчивость, то в истеричность, то в аутичность, то вообще в гиперактивность. Это замечательно, что особенности ВЧЛ попали в зону внимания психологов (благодаря Элен Эйрон и ее желания разобраться в природе своих переживаний). Но меня смущает устойчивые попытки специалистов, проводящих исследования, занести особенности восприятия высокочувствительны людей в привычные рамки известных феноменов психологии и психиатрии без учета всей картины. Я, как ВЧЛ, имею потребность в объёмном и глубоком видении феномена, поэтому некоторые плоскостные взгляды на поведенческие реакции высокочувствительного человека вызывают у меня вопросы.
Наверное, на первом месте все же самое явное проявление – это эмоциональные реакции. И вот здесь есть момент, связанный скорей, не с интенсивностью проявления, а со скоростью обработки информации, потребности среагировать и подавлении этих потребностей внешней ситуацией или правилами взаимодействия в социуме.
Когда ВЧЛ попадает в ситуацию, включающую повышенную интенсивность внешних сигналов (это обычно не знакомая или внезапная ситуация), его реактивность ускоряется – это нужно для более эффективного решения ситуации, чтобы в ней не застрять. ВЧЛ быстрее получает сигнал, быстрее его обрабатывает, быстрее думает, быстрее реагирует. При этом реакции могут быть спутанными, потому что они отстают от мыслей – например вы можете проглатывать слова, терять нить разговора или начать заикаться просто потому, что мысль убежала далеко вперед. Для ребенка ВЧЛ подобное может проявляться в трудностях чтения вслух или элементах периодической дислексии. Взрослый ВЧЛ, кстати, редко имеет хороший почерк, хотя умеет отлично писать, но использует это только в случаях реальной необходимости.
Здесь самое оптимальное просто замолчать или остановиться, чтобы дать время выстроить реакции тела, но в отсутствии навыка разговаривать быстро или быстро и много писАть, вы можете испытывать напряжение и расстройство от «неповоротливости» тела. Если в этот момент еще кто-то начнет подгонять, то напряжение усиливается и наступает перевозбуждение.
К счастью, тело вполне можно натренировать быстрым реакциям, скоростной речи и тому подобное, нужно уделить этому внимание и закрепить действием. Когда вы научаете свое тело быть в режиме реактивности ВЧЛ, вы можете варьировать возбуждение и регулировать скорость и мыслей, и эмоций, и действий осознано на свое усмотрение. Тогда эмоции не перегружены, а вы эффективны без внешних признаков аутизма или истероидности.
А как вы регулируете свои внутренние скорости?