«А какими методами вы пользуетесь?»
«Мне надо знать подходит ваш метод для меня или нет?»
«А за какой срок вы сможете мне помочь?»
Такие исходные вопросы часто приходится слышать от клиентов, обращающихся за помощью. Тут, я вынужден просить прощения у некоторых психологов, однако использование лишь одного-двух методов, которым владеет специалист, не может дать существенного результата в работе, либо данный эффект будет иметь краткосрочный эффект.
К примеру, рассмотрим арт-терапию, при всей эффективности, образности, совокупность методик составляющих арт-терапию, она может быть лишь вспомогательным средством в работе психолога и психотерапевта.
Без детального комплексного подхода, как на этапе формирования задания, его выполнения, так и на этапе анализа результата ценность данной методики будет крайне мала.
Необходимо отметить, что ряд специалистов берет на себя смелость по рисункам ставить или исключать диагнозы, подобные пассажи заслуживают серьёзной критики, когда не учитывается анамнез и психическое состояние. Безусловно, рисунок может использоваться как одна из диагностических методик, но эта методика может иметь лишь второстепенный характер.
Та же ситуация с метафорическими картами – важный и ценный метод, однако это лишь один из элементов в комплексной работе. Сами по себе образы, без детальной комплексной проработки, без подробного анамнеза, без учёта перенесённых травм, отношений с близкими людьми и того, как они сейчас влияют на жизнь, имеют крайне низкую ценность.
Так можно продолжать столько же, сколько существует методик, которых в настоящее время насчитывается несколько сотен. В данном контексте наиболее ценна концепция К.Г.Юнга – с каждым обратившимся за помощью нужно отринуть все, что знал ранее и начать с нуля. С одной стороны, такая концепция отталкивает под час даже специалистов, но с другой – каждый человек, как сам обратившийся за помощью, так и терапевт, абсолютно уникальны. Взаимодействие, происходящее между клиентом и терапией в терапии это сложнейшая "химия", где взаимодействуют старые паттерны поведения и рождаются новые элементы, формируется новый опыт как клиента, так и терапевта. И в повседневной работе, часто понимаешь, что все предыдущее неэффективно и надо познать клиента, чтобы разработать наиболее эффективный подход.
Часть обратившихся хорошо воспринимает визуальный ряд и может работать с внутренними образами. Им доступна арт-терапия, но части клиентов это недоступно. Они предпочитают максимально простые методики, в виде сравнения и выделения положительных и отрицательных сторон того или иного явления, черты характера, а так же подходы из когнитивно-поведенческой терапии, основанные на работе мыслями и поведением. Для ряда клиентов необходима работа с телом, но для многих это недопустимое нарушение границ. Ответ очевиден - каждый обратившийся за помощью уникален.
Нужно отметить, что в большей части преподаваемых сейчас программ по психологии не дают информации о противопоказаниях тех или иных методик, что может закончиться так же довольно плачевно - от того, что клиент внезапно попадёт в травматическую ситуацию и до - развития психотического состояния.
Та же самая арт-терапия – использование красной акварели может спровоцировать кровотечение у пациента, недавно перенесшего желудочно-кишечное кровотечение. Либо острый карандаш и плохая бумага для клиента, страдающего кожными заболеваниями, будут иметь неприятные последствия. Поэтому, эффективная работа возможна только в рамках интегративного подхода с одной стороны, а с другой – терапевт должен владеть не только многочисленными методами, знать их показания, противопоказания, диагностическую и терапевтическую ценность, но и иметь представления о клинической психологии и патопсихологии, уметь прогнозировать последствия своих вмешательств.
Таким образом, для каждого клиента, с учётом его анамнеза, перенесённых травматических ситуаций, актуального психического состояния, необходима разработка индивидуального и уникального подхода, что необходимо отметить – всегда нужно учитывать мнение клиента о проводимой терапии, получать обратную связь. Важно понимать, как то или иное психотерапевтическое вмешательство будет влиять на социальное окружение клиента. Одно из популярных сейчас направлений – сепарация. Но некорректно проведённая терапия в этой области приводит к семейным катастрофам.
Однако, не только для аналитического подхода, но и в гештальт-терапии так же крайне важен поиск индивидуального подхода к клиенту. Работа терапевта – это творчество, это возможность создать уникальную модель для развития и роста каждого клиента, с уважением ресурсов и возможностей каждого. Повышение осознанности клиента и работа с зафиксированными паттернами поведения, позволяют совместно создавать и прорабатывать новые адаптивные механизмы к окружающей действительности и внутреннему миру.
К вопросу о сроках терапии, все опять строго индивидуально, для кого-то хватает несколько сеансов, когда клиенту нужно показать ресурсное место, сориентировать в сложившейся ситуацией, направить в нужном направлении.
Для сложных ситуаций, принципиально важен опыт и знания терапевта, умение прочувствовать и отдаться общему полю, способность разделить все страдания, способность принять одиночество другого и под час несколько сеансов уходит только на создание безопасного пространства для клиента. В ряде случаев, требуется длительная работа по укреплению эго и выстраиванию личных границ, после чего можно бережно приступить к исследованию бессознательного.
Здесь нужно отметить, что ряд аналитических психологов достаточно грубо погружают пациента в травматическую ситуацию или без оценки психического состояния и последствий начинают "ковыряться" в бессознательном, что так же может закончиться непредсказуемым результатом.
Запрос клиента может меняться в процессе терапии. Развитие и познание себя клиентом требует от терапевта своевременной смены парадигмы терапии, привлечения, а под час разработки новых методик. Нужно учитывать как терапевту, так и клиенту, что процесс терапии не может быть линейным, возможна, как регрессия в процессе терапии, так и скачкообразный рост, и данные процессы являются естественными в работе. Их преодоление не только подразумевают своевременную супервизию терапевта, но и опять-таки, умения создавать и разрабатывать новые подходы. В ряде случаев, клиенты, решив одну проблему, возвращаются через несколько лет с другими запросами.
Хочется призвать – не стоит гнаться за модными методами, а выбирать специалистов, имеющих базовое медицинское или психологическое образование и подготовку в различных областях психологии.