Найти тему
МИР (Море История Россия)

Как маленькие катерочки оказались эффективнее больших броненосцев. Часть 2

В сентябре-октябре 1876 года в ходе подготовки к войне с Турцией Морское ведомство взяло в аренду (в 1877 году были куплены) у РОПиТ 12 колёсных буксирных пароходов («Батюшка», «Родимый», «Сестрица», «Крикун», «Болтун», «Братец», «Матушка», «Аккерман», «Дочка», «Внучек» , «Метеор», «Голубчик», относились к кораблям IV ранга) для несения сторожевой службы при обороне портов и минных заграждений. Также от РОПиТ Морское ведомство получило четыре паровые винтовые шхуны — «Ворон», «Коршун», «Лебедь» и «Утка».

К службе были привлечены пять быстроходных пароходов: «Владимир», «Великий князь Константин», «Веста», «Аргонавт», «Россия», которые вместе с судами Черноморского флота «Ливадия», «Эриклик» и «Эльборус» служили для разведывательной службы и действий на неприятельских коммуникациях.

Высочайшее соизволение на приемку конкретно «Великого князя Константина» поступило 29 ноября. За его использование до начала боевых действий Общество получало «от казны» арендную плату в размере 400 рублей в сутки, а с момента объявления войны Морское ведомство начинало пользоваться судном безвозмездно.

8 декабря «Великий князь Константин» вернулся в Одессу из очередного рейса в Александрию и сразу же был отправлен в Севастополь, где его переоборудовали в "минный транспорт"

Инициатором оснащения паровых катеров шестовыми и буксируемыми минами стал лейтенант, впоследствии прославленный адмирал, Степан Осипович Макаров, которому удалось убедить руководство российского морского ведомства в том, что при почти полном отсутствии крупных боевых кораблей минные катера могут стать реальной силой, способной противостоять броненосной эскадре любого потенциального противника.

Пароход "Великий Князь Константин"
Пароход "Великий Князь Константин"

24 февраля 1857 года в Марселе был подписан контракт между РОПиТ и французским акционерным обществом Compagnie des Forges et Chantiers de la Méditerranée на постройку четырёх железных пароходов («одного винтового в 350 сил, двух винтовых в 250 сил и одного колесного в 120 сил»): «Великий князь Константин», «Колхида», «Эльбрус» и «Керчь».

Проект был составлен инженером «Форж э Шантье де ля Медитерране» Делакруа. Контрактная стоимость постройки парохода «Великий князь Константин» составила 1,07 млн франков. Учитывая курс франка к рублю на то время пароход обошелся казне в 10 раз дешевле "поповки". Скорость парохода была меньше, чем у турецких броненосцев, 11 узлов. Бронирования не было никакого.

Катера, установленные на пароходе были самыми обычными паровыми катерами: «Наварин» и «Минер» изначально были штатными разъездными катерами, «Синоп» -гидрографическим катером, «Чесма» был единственным из четырех катеров «Великого князя Константина» сделанным специально по заказу. «Чесма» была сделана из тонких медных листов, что доставляло дополнительные сложности — кроме того, что корпус мог пострадать даже от лёгкого удара, из-за его слабости подъём на боканцы (шлюпбалки) приходилось осуществлять поднимая катер за паровой котёл, поддерживая снизу изогнутой деревянной балкой

Но в отличие от других катеров «Чесма» обладала лучшей мореходностью, большей скоростью, могла нести шестовую мину без дополнительных приспособлений. Пароход оснастили особыми шлюпбалками с паровыми лебёдками конструкции Макарова, поднимавшими четыре минных катера с полным вооружением и командой на борт корабля-базы всего за 7 минут, причем катера могли поднимать на ходу.

-3

Для увеличения быстроты хода корабля-базы Макаров приказал укрепить на штевне "Константина" специальный каплевидный обтекатель, который придавал пароходу некоторое сходство с судами-таранами, имевшими носовой бульб. Это изобретение помогло снизить волновое сопротивление ходу корабля, скорость которого возросла на 1 узел. Бульбовая форма носовой оконечности прочно вошла в практику мирового кораблестроения только со второй половины XX века — устройство опередило свое время более чем на полвека. Чтобы обезопасить частые подъемы и спуски катеров, а также и повысить их мореходность, Макаров предложил укладывать 12-метровые минные шесты в специальные уключины вдоль бортов подобно веслам. Для атаки шест при помощи системы рычагов выдвигался наклонно вперед так, чтобы мина находилась ниже поверхности воды. Для приведения шеста в боевое положение требовались усилия 2-3 человек.

Помимо шестовых мин, катера могли использовать буксируемые мины- "крылатки". Скорость катеров была небольшой, всего 6 узлов. Тягаться с турецкими броненосцами в скорости хода они не могли, но...