Статья «Не прямая линия: Автопром», в которой я пытался очертить проблемы нашего отечественного автопрома вышла довольно громоздкой, потому что для меня как обывателя многие моменты являются наболевшими, а чтобы не казаться просто упрямым сторонником, если можно назвать «былого величия», я вдался в скучные технические подробности, хотя своей целью я все таки ставил показать, что на данном периоде для того чтобы не поддаться импортной зависимости все средства хороши, даже если это будет шагом назад, это лучше чем шаг в неизвестность, но при этом, параллельно, даже не сегодня а уже вчера, создавать основу для развития совершенно нового. Поэтому некоторые моменты, которые касаются автопрома и ситуации на рынке автомобилей на сегодняшний день остались не замеченными. Поэтому именно эти моменты я решил продублировать.
Для меня до 24 февраля текущего года, касаемо ситуации в Российском автопроме, уже было понятно, тем более что многие вещи были очевидны, в условиях все более нарастающих санкций, что мы сами готовим себе капкан, угодить в который для нас просто дело чести. Что же изменилось после начала специальной операции, или с момента введения всех санкционных пакетов. Всегда существуют люди, которым вообще трудно угодить, для которых что не сделай – все равно будет или плохо, или не так как надо. Всегда существуют те, которые слепо покланяются все импортному, а лучше западному, не пытаясь даже рассмотреть, и для которых отечественные аналоги в априори не могут быть наравне. И есть, те, которые отмечая негативное влияние каких-либо действий для ситуации в целом, говорят жаль (а некоторые и не говорят), но будем надеяться, что это к лучшему… Оставляя все на произвол четвертой группе, которая и в большей степени создает условия, при которых первые три им потакают. Ну хорошо, мы не умеем проектировать, строить автомобили и точка. Мы готовы собирать только то что имеет спрос на рынке, и что не будет раздражать либерально настроенную часть населения. Но если бы специальная операция началась не в этом году, а года так через два, когда на конвейере не осталось бы УАЗа, когда французы полностью подмяли под себя ВАЗ, а на КАМАЗе полностью перешли бы на более перспективную модель, на чем бы тогда стране пришлось воевать и ездить вообще? Как интересно было бы, когда одной из основной, да что там – единственной маркой легковых российских автомобилей владела бы страна, которая в отличие от нас совершенно не церемонится с национализацией предприятий, что показала национализация двух атомных станций, а в истории практиковала и национализацию все того же Рено, на благо фашисткой Германии. Пускай в армии отсутствие УАЗа заместят Тигры (не название, а мечта фашистов, особенно во время парада на Красной площади) и Тайфуны. А на чем же ездить гражданско-военной администрации? Или перед их китайскими кроссоверами будут идти асфальто-укладчики? Это же просто недоумение, что ВАЗ смог продолжить выпуск упрощенной Гранты и Нивы. А КАМАЗ также легко продолжил производить модель К3. И всем прям не угодить, никто не сказал: «Да ничего потерпим». Упорно ждем, когда нам на конвейер окольными путями в качестве машино-комплектов именуемыми запчастями вернут Ларгус, да и что говорить, когда за Рено по Тольяттинскому и Ижевскому заводу, оставляют право выкупить назад в течении шести лет. Разве кто-то возьмется в таких условиях создавать новую перспективную и желательно модульную платформу, для того чтобы в перспективе перекрыть весь необходимый сегмент классов? АвтоВАЗ в этих условиях все-таки проводит презентацию модернизированной Весты. Да разве в такой ситуации такой должен быть рестайленг? Разве не полная замена всего, что может и способна будет производить российская промышленность? Отказ от всех импортных комплектующих и замена их на те, с прицелом на которые Веста и вообще производилась. Я обещал вернутся к генераторам и стартерам от Рено. Реле-регулятор с щетками от Приоры на момент начала операции стоило 500-600 рублей. Аналогичное от Весты – 3000, а после начала – 10 000. Что касаемо не удачного двигателя 1.8 – масленый насос под 10-ку, клапана под 15-ку, дорогущие шатуны и распредвалы. И все это по «старым» ценам. Ладно вы не хотите вернутся к 21128, который по ГБЦ практически унифицирован с 1.6, может в ходе рестайлинга Интелма заменить генераторы и связанную с ними проводку? Вообще заменить электрооборудование если потребуется. Первое что ждали от ВАЗа – это возвращение к восьмиклапаннику предыдущей конфигурации, на который хотя бы свечи искать не нужно. Но в упрощенной версии упразднено все, кроме того на что действительно надеялись. Заводы когда-нибудь будут слышать разные слои населения страны? И это при том, что тем, кому хотят угодить в первую очередь, угодить то не получается. С их то убеждением, что тут нормальных автомобилей выпускать не могут. А как быть с теми, у кого, в отличии от тех, на кого берут «прицел», кратная разница в доходах. Кто может и рассчитывает сам обслуживать автомобиль. И который в отличии от идеологии маркетологов, приобретает автомобиль в пяти летнем возрасте, с намерением пользоваться не менее десяти лет. Привет, кстати, экологии, которую мы захламляем кучей не перерабатываемых отходов от постоянно заменяемых автомобилей. Но мы же больше будем переживать о катализаторе без которого пошла в производство Гранта. Я вам скажу, что этим сэкономили кучу денег будущим владельцам, так как большая половина тратилась на его удаление и перепрошивку, и касалось это не только отживших «свой век», а и практических новых. Мы сейчас едем в Иран перенимать опыт построения экономики в условиях санкций. У Ирана есть копия даже сникерса и кока-колы, не говоря уже о точной копии Американских безпилотников. Мы что едем к ним, чтобы понять, что нам нужно разобрать существующие комплекты антиблокировочной системы, подушек безопасности, пробуксовочной и курсовой устойчивости и сделать копию? Это не мыслимо. Мое мнение, что упрощенная Гранда уже должна была выйти с отечественными системами. Нам не нужно даже как китайцам «приваривать болт сверху», разве что с расчетом на то, что санкции все же снимут, и на нас снова можно будет подать в суд. Но это же из области фантастики, и счета уже все, всё равно заблокированы. Поэтому и получается, что если не считать, наверное, всего того, что устанавливаться на все автомашины, и что просто лень, если не преступно (я по-другому сказать не могу) производить в своей стране, то как не странно по положение УРАЛа самое выгодное. Почему не ГАЗом вместе. Камминс… Сейчас как-то очень мало информации поставляется ли он нам с дружественного Китая, который в свою очередь я думаю отчетливо понимает свою финансовую выгоду от полной остановки всего автомобильного производства в России. Продавать и производить на своих заводах в России, иметь возможность регулирования цен и получения сверх доходов для своей промышленности – вот подлинный и вполне логичный интерес китайских автопромышленников. Ни о какой другой помощи речь не идет. Китай сейчас вполне устраивает продавать свои «автомобильчики» в России по цене немецких брендов в Европе. Кстати совершено не понятно производится ли другой тип двигателей Камминс на совместном предприятии КАМАЗа. Но вернувшись к ГАЗу, нужно понимать популярность этого двигателя, который стоял на половине всех проданных Газелей. Кстати, у двигателя длинная история, и спроектирован он был с более дорогого двигателя максимально его упростив, что позволило добиться адекватной цены и стоимости обслуживания. Привет ВАЗовскому восьмиклапаннику, в очередное доказательство совершенно других целей. А новый Некст даже если не сможет перевести страну через новый кризис, ему в этом поможет наследник той первой Газели, которая до сих пор в строю, и который сохранил многие моменты феноменальной ремонтоспособности в любых условиях. И никто, опять же, в отличие от ВАЗа не называет его устаревшим. Потому что не кому освобождать место, и думают на ГАЗе своим умом, а не французким. По крайней мере пока. У УАЗа поменялся владелец, и пока все перспективы туманны. Но все сходятся на прогнозе выпуска китайских моделей. Я считаю, что ничем китайцы от франзузов отличатся не будут. Но дело даже не в том, что считаю я. Дело в том, что это все та же зависимость, которой у страны подобной России быть не должно.