Как ни странно, в дорогущей Норвегии подержанные автомобили стоят неприлично дешево. Об этом я узнал от местных: ехал один раз с литовцем, который живет и работает поваром в Норвегии. Он купил подержанную Вольво V70 2012 года выпуска за 5000 евро...
Если среди моих читателей есть автомобилисты, то они понимают, насколько это ничтожная сумма для покупки такого автомобиля. 5000 евро сейчас — это примерно триста тысяч рублей, а автомобили похожих годов продаются в России за 900 тысяч, а то и за миллион.
Как вообще так получается, что в одной из самых дорогих стран мира машины стоят настолько дешево?
Сразу же поспешу расстроить тех, кто уже стал смотреть билеты в Норвегию в один конец, чтобы пригнать оттуда себе машину: чем новее машина, тем дороже она стоит. Цены на новенькие Тесла, конечно, тоже значительно меньше, чем в Москве, но уже более похожи на среднеевропейские.
А вот десятилетние авто в Норвегии и правда стоят очень дешево. Приведу еще один пример: Митсубиси Аутлендер 2008 года выпуска стоит в Норвегии 4000 евро, то есть около 250 тысяч рублей. У нас подобное авто продают в среднем за 700 тысяч. При этом скручивать пробег в Норвегии не принято, а местные сайты-агрегаторы позволяют досконально пробивать по базам историю авто.
Причина таких низких цен в том, что в Норвегии иначе эти старые машины не стал бы никто покупать. Люди неплохо зарабатывают, и машины старше пяти лет к покупке рассматривают очень редко, только если семье прямо сейчас нужны деньги на покупку недвижимости или на другие срочные и объемные траты.
Новая машина для Норвегии — это норма, а у большинства семей у каждого члена семьи есть по своему авто. Да что там, даже в местных автошколах учатся не на Логанах и Рио, а на Вольво V40 – полупремиальных хэтчах шведского бренда. Просто потому, что другие машины в стране покупать не принято.
Встретить Теслу в такси в Норвегии – тоже не редкость. Примерно половина всего таксопарка в стране – это электрические авто этого бренда. И люди покупают новые машины не для того, чтобы выпендриться перед коллегами на работе или как-то подчеркнуть свой социальный статус, а просто потому, что новая машина надежнее, безопаснее и экономичнее старой десятилетней.
Новые машины покупают примерно все, поэтому цены на них плюс-минус такие же, как в других странах Европы. Сильно подержанные машины покупают в Норвегии очень мало, поэтому люди, выставляющие их на продажу, вынуждены сбавлять цену, иначе их вовсе никто не купит.
Да и сэкономить на десятилетней машине в Норвегии, если честно, тоже не получится. Она ест больше топлива, каждый литр которого стоит в районе 150 рублей. У нее более низкий экологический класс, а значит налог на автомобиль будет намного выше, чем у современного авто. Старая машина будет чаще ломаться, а цены на сервис в Норвегии высокие просто потому, что час труда в стране стоит дорого.
Так что как только у людей появляется возможность купить новый автомобиль, все так делают. Если можно купить гибрид или электро, берут их вместо машин на ДВС. Им так легче, удобнее и даже дешевле на дистанции в несколько лет использования.
Как вам цены на авто в Норвегии? Если бы вы там жили, какую бы машину себе купили?