Экономика советского союза была конечно плановая, но конкуренции это никак не отменяло. Разница с капитализмом только в том, что клиент за внимание которого боятся, один. Но зато какой! Государство. Получить госзаказ значит обеспечить предприятие финансированием на долгие годы и обеспечить тысячи рабочих мест. Премии, надбавки, награды. За это стоило побороться.
Естественно внешне это выглядело как товарищеская борьба, но по факту между автозаводами разгорались не шуточные баталии. Основные игроки нам всем хорошо известны, это ЗИЛ и КамАЗ. Продукция этих гигантов по сей день колесит по дорогам страны. Но конечно были и другие желающие побороться за главный приз. Так в гонку вступили минские инженеры, которые в пятидесятых годах представили на суд свой проект армейского грузовика МАЗ - 501.
Этот грузовик имел колёсную формулу 4х4 и капотную компоновку. Его дизельный мотор выдавал мощность в 120 лошадок и отличался прожорливостью. На сто километров пути мог легко спалить до 80 литров горючего. Но и грузоподъемность в 15 тонн заслуживает уважения. Коробка передач пятиступенчатая механика, плюс раздаточная коробка ещё на две скорости.
Заказчикам в лице военных автомобиль показали в 1953-м году. Грузовик получился неплохим, хорошо справлялся с бездорожьем, но военным не приглянулся. Так что в армию он не попал, однако применение ему нашлось достаточно быстро.
Наша страна является серьёзным импортёром леса и для его перевозки необходим транспорт. В пятидесятых для трелевки лесоматериалов все ещё применяли гужевой способ, но этого уже было недостаточно и тут как нельзя кстати оказался мощный грузовик МАЗ, который стал первым серийным лесовозом.
Может вы работать на грузовике МАЗ-501? поделитесь своим мнением о нем!