Эрмитаж – музей энциклопедический. Он гордится богатством и разнообразием своих коллекций, позволяющих познакомиться с множеством шедевров искусства разных стран и эпох. Собрание Эрмитажа многое может поведать о самых разных сторонах жизни, в том числе, и о гастрономических причудах прошлого. Залы хранят память о блистательных императорских пирах, роскошная посуда – о богатстве старинной сервировки.
Каждую неделю мы будем знакомить вас с произведениями из собрания музея, всматриваясь в которые, можно почувствовать, будто вот-вот попробуешь на вкус яства минувших эпох.
Мы продолжаем гастрономическую экскурсию. Остановимся у картины Франса ван Мириса Старшего «Угощение устрицами».
Франс ван Мѝрис Старший учился в Лèйдене у Гèрарда Дàу, который называл его «принцем среди учеников». Дау начал развивать, а Мирис довел до совершенства гладкую, почти эмалевидную манеру письма и необыкновенно тонкое исполнение деталей, которые принесли обоим мастерам прижизненную известность и посмертную славу во всем мире.
Устрицы, не только изысканное угощение, но и распространенный эротический символ, появляются в голландском искусстве XVII века чаще, чем любая другая снедь. Опустошенные устричные раковины неизменно сопутствуют веселым пирушкам на картинах 20-х годов. Великолепными раскрытыми раковинами можно любоваться на роскошных натюрмортах 30-х годов. Угощение устрицами становится особенно популярным сюжетом в голландской живописи 60-80-х годов. Молодой щеголь слегка склонился перед нарядной дамой. На подносе в его руках поблескивают серебристые раковины. Чуть поодаль смакует устрицу нарядный кавалер, типичный представитель голландской «золотой молодежи». На заднем плане – будто бы последний эпизод заранее известного всем участникам сценария: дама, чуть колеблясь, готовится проследовать за своим спутником. Популярный в голландском искусстве сюжет соблазнения трактован у Мириса тонко и деликатно, едва заметными полунамеками. Этой тонкости соответствует изысканность живописи, построенной на сочетании темного фона и цветовых акцентов на переднем плане. Темно-зеленая обивка стула и синий костюм слуги, широким жестом льющего вино в бокал, усиливают звучание красных, оранжевых и золотых оттенков в одеянии главных персонажей. Но даже эти теплые цвета приобретают холодное звучание за счет холодноватого освещения, придающего особое очарование картинам Мириса. Возникая за пределами картины, свет озаряет персонажей на переднем плане. Он подчеркивает гладкость атласа, роскошь шитой золотом перевязи, холод тончайшего стекла, и придает особую торжественность незатейливому бытовому сюжету.
Как найти экспонат в Эрмитаже?
Картина «Угощение устрицами» Франса ван Мириса Старшего представлена в Главном музейном комплексе в зале № 249 (Голландская живопись XVII века)
На следующей неделе мы продолжим нашу гастрономическую экскурсию и познакомимся с произведением Питера де Хоха «Хозяйка и служанка»
#гастрономический эрмитаж