Найти тему
История КАМАЗа

50 лет назад было создано ОЖДХ КАМАЗа.

В августе 1972 года в составе Транспортного управления КАМАЗа было организовано объединённое железнодорожное хозяйство (ОЖДХ) КАМАЗа, правопреемником которого сейчас является ООО «ПЖДТ-Сервис».

В день железнодорожника напомню некоторые факты из истории этой организации.

Когда началось строительство КАМАЗа, то конечной железнодорожной станцией, примыкающей к Всесоюзной ударной комсомольской стройке, была станция Круглое Поле. Для удовлетворения потребностей в строительстве и обеспечения последующей жизнедеятельности заводов было принято решение о продлении железнодорожных путей до города Набережные Челны и создании подъездных путей к камазовским заводам.

Для этого требовалось (оцените масштаб работ!):

- проложить более 20 километров прямого железнодорожного пути от станции Круглое Поле до станции «Автозаводская».

- построить 7 железнодорожных станций: «Сидоровка», «Автозаводская ПОП», «Автозаводская Сортировочный парк», «Промкомзона», «КАМАЗ», «Литейная», «Стройбаза» с постами электрической централизации, локомотивно-вагонным депо, путейскими гаражами, пунктами технического осмотра вагонов, 7 трансформаторными подстанциями, 3 компрессорными станциями, сортировочной горкой с вагонными замедлителями, с наружным освещением с матч и ригелей, стрелочными постами;

- уложить 133 километра станционных, тупиковых и межстанционных путей, 299 стрелочных переводов, из них 226 оборудовать электрическими приводами;

- задействовать высоковольтно-сигнальную линию, протяжённостью более 20 километров;

- оборудовать 28 железнодорожных переездов, установить 28 ригелей и более 30 мачт освещения, 362 светофора, 8 вагонных замедлителей;

- проложить 285 километров сигнального кабеля, 40 километров силового кабеля, 5 километров разветвлённого трубопровода для автоматической обдувки централизованных стрелок и обеспечения технологических нужд.

Идёт укладка железнодорожного полотна. Август 1972 года.
Идёт укладка железнодорожного полотна. Август 1972 года.
Железнодорожная станция «КАМАЗ». Декабрь 1972 года.
Железнодорожная станция «КАМАЗ». Декабрь 1972 года.

Первым руководителем ОЖДХ был назначен Золотарёв Валентин Андреевич.

-4

Вот как он сам вспоминал о том, как его принимал на работу Васильев Лев Борисович – генеральный директор КАМАЗа: «Лето 1972 года. Я -36-летний дипломированный специалист, начальник железнодорожного цеха Павлодарского тракторного завода сижу в кабинете у генерального директора КАМАЗа. Лев Борисович поспрашивал основные биографические данные: где родился, где учился, а потом неожиданно спрашивает: «Валентин Андреевич, а выговоры у вас по работе, в том числе и по партийной линии есть?» Я был не из тех, кто прятал голову в кусты. Не таясь и не юля, отвечаю: «Да, есть такие выговоры». И жду, что скажет генеральный директор. Может, время возьмёт подумать или даже откажет кандидату с выговорами? Но Васильев посмотрел внимательно на меня и сказал: «Вы приняты».

Вот так, летом 1972 года Золотарёв Валентин Андреевич приступил к исполнению обязанностей заместителя начальника по технической части ОЖДХ КАМАЗа. И всё потому, что генеральному директору при возведении крупнейшего автозавода не нужны были «кисейные барышни», умеющие только плакать и жаловаться на возникающие проблемы. На строительстве КАМАЗа нужны были волевые, упорные люди, способные отстаивать своё мнение и достигать результата. Нужны были мужики, которые могли брать ответственность на себя, которые не паниковали и не боялись трудностей. Одним из таких первопроходцев КАМАЗа, настоящим мужиком и был Золотарёв Валентин Андреевич (1936-1991). Прочтите рассказ о нём, опубликованный в газете «Вести КАМАЗа» от 21 ноября 1996 года.

-5

Тогда же, в августе 1972 года у треста «Стальконструкция» были закуплены 15-титонный железнодорожный кран и два самых первых тепловоза ТГК. Кстати, один из них сегодня установлен рядом с административным зданием ООО «ПЖДТ-Сервис».

Ещё только отстраивались железнодорожные пути, а по ним уже полным ходом бегали тепловозы. Они подвозили щебень и шпалы для строительства путей, перевозили вагоны, доставляли грузы и оборудование для КАМАЗа. Внизу заметка из газеты «Ульяновская Правда» от 27 февраля 1973 года.

-7
-8
-9

В 1973-1976 годах организацией были закуплены современные и надёжные тепловозы серии ТЭМ2.

-10
-11
Шведов Владимир Георгиевич – машинист тепловоза на фоне закупленного в Брянске ТЭМ2-1349. 1973 год.
Шведов Владимир Георгиевич – машинист тепловоза на фоне закупленного в Брянске ТЭМ2-1349. 1973 год.
Слева направо: 1. Шведов Владимир Георгиевич. 2. Листратенко Михаил Александрович. 1973 год.
Слева направо: 1. Шведов Владимир Георгиевич. 2. Листратенко Михаил Александрович. 1973 год.

Покупка новых тепловозов дала толчок к повышению производительности труда. В 1976 году было построено здание локомотивного депо, закуплено новое оборудование. В декабре 1976 года было сдано в эксплуатацию здание поста самой большой станции «Автозаводская Сортировочный парк».

Но не всё так было просто в деятельности ОЖДХ. Тысячи и тысячи железнодорожных вагонов отправлялись в Набережные Челны с материалами и оборудованием для КАМАЗа. Были дни, когда на подъездных железнодорожных путях в районе Круглого Поля и Сидоровки скапливались до 1 000 вагонов. Вагоны вовремя не разгружались, простаивали на станциях, ветках и в железнодорожных тупиках. И тогда возникали приказы, подобные ниже размещённому.

Вопрос простоев вагонов был постоянно на контроле у руководства КАМАЗа и партийных организаций КАМАЗа. Внизу статья из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 18 марта 1978 года.

-15
-16

В июле 1977 к ОЖДХ КАМАЗа был присоединён промышленный речной порт.

-17

Писал ранее об этом здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/promyshlennyi-rechnoi-port-kamaza-60be1e8abcbf42494ea43b7e. (Отделён порт был в 1991 году). Организация стала называться «объединённое железнодорожно-водное хозяйство» (ОЖДВХ) КАМАЗа.

-18
-19

К середине 1980-х годов было построено около 200 километров железнодорожных путей, несколько станций, приёмоотправочный парк. В период расцвета организации 17 (!) тепловозов перевозили разнообразные грузы для нужд КАМАЗа. Только на одной станции «Автозаводская» работало 7 тепловозов. Известно, что в 1989 году было перевезено 4 500 000 тонн (!) различных грузов. (Для справки. Сегодня железнодорожные перевозки составляют 2 000 000- 2 500 000 тонн в год.)

-20
-21

Непрерывным потоком поступали вагоны с грузами для заводов КАМАЗа. Везли оборудование, уголь, известняк, металл, песок, щебень. Внизу разгрузка бентонита на литейном заводе. Июнь 1989 года.

-22

С главного сборочного конвейера сходили новенькие автомобили КАМАЗ и отправлялись в различные города Советского Союза.

-23
Обратите внимание, что на одну платформу загружены 3 автомобиля КАМАЗ. Тепловоз мог везти 70 таких платформ, т.е. 210 автомобилей уходили за раз по железной дороге.
Обратите внимание, что на одну платформу загружены 3 автомобиля КАМАЗ. Тепловоз мог везти 70 таких платформ, т.е. 210 автомобилей уходили за раз по железной дороге.

25 августа 1983 года на базе ОЖДВХ было создано Управление железнодорожно-водного транспорта (УЖДВТ) КАМАЗа.

Сотрудники УЖДВТ КАМАЗа. В центре сидит Золотарёв Валентин Андреевич – начальник управления.
Сотрудники УЖДВТ КАМАЗа. В центре сидит Золотарёв Валентин Андреевич – начальник управления.

Период так называемой «Перестройки» в 1985-1991 годах затронул и коллектив УЖДВТ КАМАЗа...

В период с 1988 по 1997 год начальником УЖДВТ КАМАЗа работал Авдеев Валентин Иванович.

-27

«Лихие 1990-е» заставили коллектив железнодорожников пережить непростые времена. Самым тяжелым для коллектива управления оказался период с сентября 1997 по октябрь 1999 года. Затраты на ремонтно-эксплуатационные нужды сократились до минимума. В то время зарплата работникам практически не выдавалась, погашение долгов по зарплате производилось продуктами, товарами первой необходимости, материалами. Прокатилась волна сокращений.

-28

Перелом в работе предприятия произошел в 1998 году, когда решением заседания совета директоров ОАО «КАМАЗ» от 17 декабря 1998 года (протокол №16) было учреждено ООО «ПЖДТ-Сервис».