Жил-был в Пруссии Мориц Герман Якоби, и хотя отец его был удачливый банкир, сам Мориц и его брат Карл выбрали совершенно иные дороги в жизни. Карл выбрал математику (и добился в этой науке многого), а Мориц (после принятия протестантства ставший Борисом Семеновичем Якоби) проявил интерес к электротехнике, несмотря на свое образование архитектора.
Основной идеей Якоби стало создать некий аналог парового двигателя, но питавшегося от электричества. После ряда опытов, он принял решение, что создание подобного невозможно и переключился на «магнитный аппарат». В 1834 году этот аппарат обрел жизнь, и, благодаря положительным реакциям и отзывам самих Ампера и Беккереля получил ряд публикаций, как в научных работах, так и в прессе.
И эти публикации не просто изменили жизнь самого Якоби, но и жизнь в мире. Самого Бориса Семеновича, пригласили сначала в российский университет Дерпта, а затем сам император Николай I приказал, по подсказке В.Я.Струве и П.Л.Шиллинга, пригласить Якоби для работы над электроходом на основе его изобретения. На эти нужны были выделены огромные, по тем временам, деньги – пятьдесят тысяч рублей.
Электроход должен был представлять собой судно, двигающееся за счет электродвигателя Якоби. И, поскольку, выделили для этого шлюпку, слишком большую для действующей модели двигателя, Якоби усовершенствует свою конструкцию, увеличив габариты и сдвоив статор. Мощность получившегося двигателя, составляющая сто двадцать ватт, так же оказалась мала, и Якоби снова «изобретает» свой двигатель, поменяв концепцию почти полностью.
Четыре десятка таких аппаратов были соединены с винтами электрохода с помощью параллельных валов, и уже в 1838 году начинаются полноценные испытания электрохода. Питали двигатели триста двадцать цинкоплатиновых гальванических элементов весом в две сотни кг. Общая мощность привода составляла 550 Вт. Четырнадцать пассажиров со скоростью 3 км/ч "лихо барражировали" по Неве несколько месяцев.
Но... даже успешное окончание испытаний не гарантировало применяемость изобретения. Все дело упиралось (удивительно, но как и сегодня!) в емкие и легкие батареи. И, несмотря на множество положительных отзывов, восторженное письмо самого Фарадея и интерес компаний со всего мира, в 1842 году работы были приостановлены, и только в 1891 году на Неве появился первый «рабочий» электробуксир.
Б.С. Якоби первым рассмотрел применение электродвигателя с точки зрения инженера-практика, а при его создании воплотил три идеи, получившее дальнейшее развитие в электротехнике: вращательное движение якоря в электродвигателе, наличие коммутатора с трущимися контактами и использование магнитов в подвижной и неподвижной частях электродвигателя.
Видео с YouTube канала ООО СП Содружество
Фото из открытых источников сети Интернет
Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития "НМ". Спасибо, что ты с нами!