Найти в Дзене
Канал Новоалтайца

ТВерской ЭКСкаватор ЕК-14

ЕК-14 2004г.в., один из первых с обновлённой кабиной
ЕК-14 2004г.в., один из первых с обновлённой кабиной

В 1938 году народный комиссариат по строительству принял решение о постройке завода в городе Калинине по ремонту экскаваторов. В период ВОВ стройка была заморожена, но в 1943 всё же возобновилась и в октябре 1943 года завод выдал уже первую продукцию, но это были вёдра и грабли, которыми нуждалась страна в те времена. И только в 1945 году завод начал изготавливать запчасти к экскаваторам. В 1946 году Минстройдормаш утверждает проектное задание на реконструкцию завода под выпуск гусеничных экскаваторов типа Д-107. В 1948 году завод начинает называться Калининский экскаваторный завод. В 70-е годы завод начал осваивать гидравлические экскаваторы, так появляется ЭО-3322, а в 1982 году появляется ЭО-3323. В 1991 году завод осваивает свои мосты вместо поставок из Польши. Тогда же меняется название завода на Тверской экскаваторный завод. В 1993 году завод осваивает своё производство гидравлики-гидрозамки, гидроцилиндры и гидрораспределители. В 1996 году появляется первый ЕК-18, а в 1997 году уже ЕК-14, а в 2000-м ЕК-12.

ЭО-3323А 1991г.в. Предшественник серии ЕК.
ЭО-3323А 1991г.в. Предшественник серии ЕК.

Первые ЕК-14 имели немного иную кабину, примерно до 2003 года.

Существует несколько модификаций ЕК-14:
-ЕК-14-20 с двигателем Д-243/245 и отечественной гидравликой;
-ЕК-14-30 с двигателем Д-245 и гидравликой Bosch Rexroth;
-ЕК-14-60 с двигателем Perkins 1104C-44TA и гидравликой Bosch Rexroth;
-ЕК-14-90 с обновлённым двигателем Д-245 2S2 и гидравликой Bosch Rexroth.

Экскаваторы ЕК-14 имеют колёсный движитель, который приводится путём гидромотора через механическую КПП.

Вес экскаватора-13,4 т;
Объём ковша-0,4-0,8 м3;
Радиус копания-8,2 м;
Глубина копания-4,7-5 м;
Максимальная скорость-23 км/ч.

Гидрораспределитель экскаватора ЕК-14.
Гидрораспределитель экскаватора ЕК-14.

Транспортировка экскаватора может осуществляться разными методами, на небольшие расстояния своим ходом, на средние методом буксира тягачом и на дальние перевозится на тралах и жд-платформах.

Для перевозки методом буксира используется любой тягач, имеющий выводы под пневмотормоза и буксировочную проушину. При этом дышло крепится к тягачу и проушине экскаватора на передней части, оборудованным следящим механизмом рулевой тяги. Допускается скорость не более 45 км/ч или выше, если состояние дороги позволяет. В противном случае экскаватор может "козлить" на неровностях, так как не имеет подвески, что может привести к складыванию автопоезда и аварии. Также для уменьшения износа трансмиссии экскаватора рекомендуется перед буксировкой вынуть полуоси заднего моста.
Экскаватор может оборудоваться различными навесными устройствами, зачастую это гидромолоты, для этого в комплекте идут вывода.

Экскаватор вышел простым, дешёвым. Это наверное его плюсы, на остальное можно закрыть глаза. Зачастую сегодня трудятся у коммунальщиков и очень редко у частников. В 2020 году компания UMG СДМ объявляет о снятии с производства линейки экскаваторов серии ЕК, на этом бы и должна была закончиться 20-ти летняя история ЕК-14, но нет! В 2022 году в условиях реальности компания объявляет об возобновлении данной серии, но уже под новым индексом E145W. Это всё тот же пока ЕК-14, но завод заявил, что комплектации могут и менять, в планах установка вместо Д-245 минского ярославского ЯМЗ-534. Кто знает, пойдёт ли модель сегодня! Так-то простой, дешёвый, но со слов экскаваторщиков может быть и надёжным, если своевременно все работы проводить с ним и следить за машиной. Я всё же считаю, что ЕК имеет место жить, но конечно ему нужна модернезация за 20 то лет! Нормальная современная кабина оператора с шумкой и пылеизоляцией с кондеем. Мощную гидравлику и двиг для более быстрой работы машины, а то кореец Дуосан с ковшом на куб работает как вертолёт в сравнении с ЕК! Ну и конечно наше традиционное качество изготовления "допили напильником".

ЕК-14 со своим правоприемником Tvex 180W, который с 2012 года должен был заменить ЕК-18, но 2022 год продиктовал свои условия, да и возросшая цена из-за импортных комплектующих отпугивала покупателя. Выпущено было таких мало.
ЕК-14 со своим правоприемником Tvex 180W, который с 2012 года должен был заменить ЕК-18, но 2022 год продиктовал свои условия, да и возросшая цена из-за импортных комплектующих отпугивала покупателя. Выпущено было таких мало.