Недавно прошла новость о том, что Фольксваген Групп собирается вложить 20 миллиардов евро в постройку заводов по сборке аккумуляторов для своих электрокаров: шесть штук в Европе и две в США. Противники электромобилей сразу же начнут бить тревогу: "А как же их хваленая экологичность, если они хотят засорять планету следующие десятилетия таким количеством аккумуляторов?"
И так ли вообще экологичны электромобили, как про них говорят? Если отвечать максимально кратко, то электрокары значительно экологичнее, чем машины на ДВС с хорошим уровнем экологичности. Про ЕВРО-2 говорить нет смысла и сравнивать их с электромобилями тоже не будем. Давайте разберемся, что происходит с аккумуляторными батареями электромобилей после того, как они отработали свой срок службы.
Начнем с того, что аккумулятор в авто служит очень долго. В среднем это от двухсот до пятисот тысяч километров пробега в зависимости от марки аккумулятора и условий использования. Пробежать столько километров машина успеет не раньше, чем лет за десять, конечно, если не брать использование в такси. Но даже после этого в аккумуляторе останется еще порядка 80% емкости, которую можно каким-то образом использовать.
Если просто так бросить использованный аккумулятор на свалку и пойти в магазин за новым, то вреда планете он принесет немало. Поэтому люди придумали способы вторичного использования и переработки аккумуляторов. Самый простой и очевидный — объединять отработанные аккумуляторные батареи в огромные блоки и использовать их в качестве хранилища электроэнергии.
Объединили тысячу отслуживших по десять лет аккумуляторов от электрокаров — и вот у вас уже есть хаб энергии для солнечной или ветряной электростанции. Такие проекты уже есть по всей Европе, в том числе и в Германии, на родине Фольксвагена. В виде таких электростанций аккумуляторы могут служить еще десятки лет, пока их емкость не упадет до критических значений.
А что потом? Когда-то аккумуляторы станут совсем непригодными для использования, пусть это произойдет и через 30 лет?
Технология переработки батарей не стоит на месте и постоянно развивается. Уже сейчас свинцовые батареи умеют перерабатывать на 99%, так что от них не остается практически никаких вредных для природы веществ. Все, из чего аккумулятор был сделан, будет переработано для изготовления новой батареи для нового авто.
Полный цикл переработки литий-ионных батарей пока находится в стадии разработки, но уже есть первые предприятия, которые могут переработать аккумулятор на 90+ процентов. Лет через 7-10, когда нужно будет массово перерабатывать первые отработавшие полный срок своей службы батареи, эти предприятия из передовых превратятся в обычные, и новый тип батарей будет точно так же перерабатываться, как свинцовые сегодня.
Так что проблема с аккумуляторами есть, игнорировать ее не нужно, однако и демонизировать электрокары не стоит. Они намного более экологичны, чем традиционные машины на ДВС. Собственно, поэтому в огромном количестве стран мира автомобилисты массово пересаживаются на "электрички".
Считаете ли вы электрокары более экологичными? Или верите, что аккумуляторы — это худшее зло, чем выхлопные газы от ДВС?