Советская автомобильная конструкторская школа отличалась своим консерватизмом.
Отечественные разработчики пускали в ход технические идеи выдержавшие испытание временем и другими автопроизводителями.
Но в то же время, в СССР строили и уникальные машины, которые вызывали всеобщий интерес.
Об одном из таких аппаратов, авангардном НАМИ-013, мы поговорим в этой теме.
История создания
Роль идейного вдохновителя создания уникальной модели, у которой не было аналогов в мире, взял на себя Юрий Долматовский — инженер и дизайнер от Бога, работающий на тот момент в НАМИ.
Инициатор в 1946-м году предложил построить заднемоторное авто с кузовом вагонной компоновки.
Таким образом, в начале 47-го в НАМИ стартовало проектирование перспективного авто — НАМИ-013.
Особенности конструкции
Построили несколько масштабных и полноразмерных образцов, которые хоть и разнились между собой, иногда в значительной степени, но демонстрировали вагонную компоновку и аэродинамические формы.
Параллельно прорабатывали техническую составляющую будущего автопроизведения и тут инженеры давали себе полную волю.
Планировалось создание 4-цилиндрового «оппозитника», 2-ступенчатой гидромеханической КПП, оригинальной ходовой оснащенной подвесками независимого типа, рулевого на гидравлике и др.
Создать кузов к моменту постройки первого ходового опытного образца еще не успели, поэтому агрегаты мостили на несущее основание, а поверх них приспособили трубчатый «скелет», который обшили панелями изготовленными из дерева.
Своевременно не подготовили и оппозитный двигатель — его место занял несколько доработанный 63-сильный мотор ГАЗ-М-20.
Силовой агрегат, КПП и главную передачу внедрили в конструкцию единым модулем дислоцирующимся в «хвосте» транспортного средства.
В начале 51-го прототип сделал свой первый заезд и после этого его начали тестировать.
Очень быстро инженеры поняли, что экспериментальные компоненты конструкции крайне не надежны в эксплуатации, поэтому было принято решение перейти на проверенные варианты.
Через год опытный образец перестроили на несущий кузов и диковинная машина возымела завершенный вид, суть которого — каплеобразная форма.
С обеих сторон сделали по 2 двери, кресла шофера и пассажира разместили над фронтальной осью. Посредине установили 3-местный диван, а между основными посадочными местами расположили парочку складных страпонтенов.
Доводочные испытания длились до середины 53-го года и все это время НАМИ-013 подвергался модернизации.
Исход
В 1953-м нетривиальный автомобиль был предоставлен на суд научно-технического совета института.
По итогу, работу над НАМИ-013 признали бесперспективной, агрегаты с него сняли, а кузов и каркас порезали — ставить подобные изделия в музей в те времена было не принято!
По своим потребительским качествам, НАМИ-013 больше смахивал на самоделку, ну, и учитывая все недостатки, вердикт здесь однозначен — текущая реализация машины будущего в представлении ее создателя обозначилась как несостоятельная.
До наших дней дожили старые фото и несколько макетов изготовленных из дерева — это те, которые более 50 лет назад принимали участие в институтском конкурсе.