Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Почему авангардный автомобиль НАМИ-013 не дошёл до конвейера

Оглавление

Советская автомобильная конструкторская школа отличалась своим консерватизмом.

Отечественные разработчики пускали в ход технические идеи выдержавшие испытание временем и другими автопроизводителями.

Но в то же время, в СССР строили и уникальные машины, которые вызывали всеобщий интерес.

Об одном из таких аппаратов, авангардном НАМИ-013, мы поговорим в этой теме.

История создания

Роль идейного вдохновителя создания уникальной модели, у которой не было аналогов в мире, взял на себя Юрий Долматовский — инженер и дизайнер от Бога, работающий на тот момент в НАМИ.

Эскизы
Эскизы

Инициатор в 1946-м году предложил построить заднемоторное авто с кузовом вагонной компоновки.

Схема
Схема

Таким образом, в начале 47-го в НАМИ стартовало проектирование перспективного авто — НАМИ-013.

Особенности конструкции

Построили несколько масштабных и полноразмерных образцов, которые хоть и разнились между собой, иногда в значительной степени, но демонстрировали вагонную компоновку и аэродинамические формы.

-4

Параллельно прорабатывали техническую составляющую будущего автопроизведения и тут инженеры давали себе полную волю.

Планировалось создание 4-цилиндрового «оппозитника», 2-ступенчатой гидромеханической КПП, оригинальной ходовой оснащенной подвесками независимого типа, рулевого на гидравлике и др.

Создать кузов к моменту постройки первого ходового опытного образца еще не успели, поэтому агрегаты мостили на несущее основание, а поверх них приспособили трубчатый «скелет», который обшили панелями изготовленными из дерева.

Своевременно не подготовили и оппозитный двигатель — его место занял несколько доработанный 63-сильный мотор ГАЗ-М-20.

Силовой агрегат, КПП и главную передачу внедрили в конструкцию единым модулем дислоцирующимся в «хвосте» транспортного средства.

-5

В начале 51-го прототип сделал свой первый заезд и после этого его начали тестировать.

Очень быстро инженеры поняли, что экспериментальные компоненты конструкции крайне не надежны в эксплуатации, поэтому было принято решение перейти на проверенные варианты.

-6

Через год опытный образец перестроили на несущий кузов и диковинная машина возымела завершенный вид, суть которого — каплеобразная форма.

С обеих сторон сделали по 2 двери, кресла шофера и пассажира разместили над фронтальной осью. Посредине установили 3-местный диван, а между основными посадочными местами расположили парочку складных страпонтенов.

НАМИ-013 и ЗИМ
НАМИ-013 и ЗИМ

Доводочные испытания длились до середины 53-го года и все это время НАМИ-013 подвергался модернизации.

Исход

В 1953-м нетривиальный автомобиль был предоставлен на суд научно-технического совета института.

По итогу, работу над НАМИ-013 признали бесперспективной, агрегаты с него сняли, а кузов и каркас порезали — ставить подобные изделия в музей в те времена было не принято!

По своим потребительским качествам, НАМИ-013 больше смахивал на самоделку, ну, и учитывая все недостатки, вердикт здесь однозначен — текущая реализация машины будущего в представлении ее создателя обозначилась как несостоятельная.

До наших дней дожили старые фото и несколько макетов изготовленных из дерева — это те, которые более 50 лет назад принимали участие в институтском конкурсе.

Авто
5,66 млн интересуются