Сегодня расскажу о модели поливомоечной машины КО-002 на базе грузовика ЗИЛ-130. Эта модель является конверсией, за основу которой взято костромское шасси и поливомоечное оборудование от журнальной модели аналогичной поливалки из серии «Автомобиль на службе». Обзор на журнальную модель у меня имеется, сделан он был как раз для того, чтобы рассказать о рассматриваемой конверсии.
Итак, как уже говорилось ранее, шасси ЗИЛ-130 взято костромское. Думаю, что точнее не скажу, т.к. рама была от ССМ, а кабина от АИСТа. Кабина защитного цвета была от мусоровоза с логотипом «САХ» на двери.
Изначально планировалось просто перенести на новое шасси поливомоечное оборудование с журнальной модели, но по мере изучения вопроса, захотелось добавить щётку, отвал, а также сделать трубы для воды и т.д.
Были приобретены следующие дополнения:
1) Фототравление от Петрограда для ЗИЛ-130;
2) От этого же производителя фототравленные вентили на для кранов;
3) Поворотный мост от Маэстро-моделс;
4) Харьковская резина И-Н142Б;
5) Задние фонари от студии «3А»;
6) Смоляной набор навесного оборудования.
В первую очередь, с журнальной модели были сняты бочка, кронштейн для отвала, трубы под бампером и мигалка. Бочка журнальной модели имеет просчет – она на 6 мм длиннее положенного. Предварительная примерка к шасси наглядно это показала. У настоящей машины бочка заканчивается примерно там, где заканчивается рама (кстати, шасси журнального грузовика тоже на 6 мм длиннее чем нужно).
Параллельно с этим был окрашен салон и нанесены декали на приборную панель, сделана отдельной деталью ручка перед пассажирским сиденьем, на пассажирское сиденье добавлена газета.
Вообще, многое в этой модели делалось параллельно. Это было необходимо т.к. значительное число деталей нужно было стыковать между собой. Поэтому будет уместно рассказывать о постройке не в хронологическом порядке, а о каждом узле отдельно.
Кронштейн отвала стал первым таким узлом. Он подвергся не самым большим изменениям. Была обозначена расшивка между подвижными частями этой детали и толстый, пластиковый шток цилиндра заменен на иглу от шприца. Затем он был приклеен на бампер.
Навесное оборудование. Представляет собой копию деталей от диповской модели КПМ-2 на базе ЗИЛ-164А. Крепление отвала на ЗИЛ-130 не годится, т.к. оно короткое, и для установки отвала крепление нужно приклеивать к рессорам. А ещё, если собирать набор без доработок, отвал будет смотреть строго вперед. Поэтому данная деталь была порезана на три части. После этого она была удлинена, а поворотная часть развёрнута в правую сторону. Для установки щётки потребовалось сделать дополнительное крепление на левом лонжероне рамы.
А дальше началась доработка шасси, и здесь было сделано много. Стоит начать с того, что из-за установки оборудования, изменено расположение некоторых деталей на базовом шасси. Также и на модели – глушитель был перемещён на правую сторону, а ресивер на левую. Банка глушителя была взята родная, а трубы сделаны из медной проволоки. На раме появились шесть опор для бочки. На правом лонжероне сделан насос с трубой для забора воды. В задней части рамы установлена поперечина для крепления запасного колеса, соответственно, само колесо переместилось туда. К коробке передач приклеена коробка отбора мощности, а от неё идут два вала – один к щётке, второй к насосу.
Стандартная балка от ССМ была заменена на поворотный мост. Кроме того, пластиковый кронштейн бензобака заменен на аналогичную деталь из фототравления. Из пластика сделаны крылья над задними колёсами и брызговики. Из этого же пластика сделаны крепления для задних фонарей. Колёса получили харьковскую резину.
Задние диски изменений не претерпели, зато у передних колес были убраны крепления для осей, т.к. они мешали надеть диски на подшипники. У запасного колеса была вырезана ступица и просверлены отверстия под болты.
Кабина кардинальных изменений не претерпела. На неё были установлены фототравленные дворники и зеркала. На крышу я поставил мигалку, рядом с зеркалами дополнительные фары, а стандартные, одноцветные надфарники заменил двухцветными.
Бочка, пожалуй, главная деталь, из-за которой началась работа над этой моделью. В основном она неплохая, но у неё есть два главных, но не особо страшных недостатка – щели на бортах и лишние 6 мм длины. Щели легко заделать, а лишнее обрезать. Сначала бочка была разобрана, точнее, сняты передняя и задняя стенки, фонари и крышка. Затем встал вопрос, как же аккуратно её укоротить. Сделал я это так: заточил обломок ножовочного полотна, закрепил его на высоте 6 мм от поверхности стола, а потом поставил рядом с лезвием бочку «на попа» и стал крутить вокруг своей оси, с нажимом на лезвие. В итоге получил ровный срез.
После этого смыл краску и сделал новую переднюю стенку, т.к. родная давала сильную щель. Кроме того, передняя и задняя стенки установлены не совсем правильно. Они стоят вровень с торцами верхней и нижней частей бочки, а должны немного выступать, смотреться как лист, который положили внахлёст. Поэтому их я ставил с небольшим выносом.
Наконец началась сборка, но при этом нужно было сделать трубы и краны. Трубы я делал из медной проволоки, а краны из литников от моделей. Вентили взяты из фототравленного набора от Петрограда.
По ходу сборки бочку покрасил в оранжевый цвет, предварительно загрунтовав серебрянкой.
Финальные штрихи, это распечатанные номера и дублирующий номер на задней стенке бочки. Его старался сделать так, чтобы он смотрелся вытертым и требующим обновления.
В заключение хочу упомянуть о номерах и их привязке к логотипу на двери. Как оказалось, логотип на двери грузовика «Автоистория» не выдумала. Дело в том, что в городе Томск есть предприятие под названием «Спецавтохозяйство» или «САХ», и именно их логотип, правда в усеченном виде изображен на модели. Поэтому номера сделаны томские.