Во время эксплуатации зимних шипованных шин неизбежно происходит их утрата, даже если брать самые лучшие и проверенные модели. И, когда потери шипов превысят 30% от общего числа, тормозные характеристики на льду, снегу, значительно ухудшатся. Особенно это скажется при торможении на скорости. Именно в такие моменты встает вопрос о замене резины или ее "дошиповке".
Виды шипов
Под разную резину существует разная шиповка. Мы же рассмотрим самую массовую – под легковой транспорт. Шипы попадают в резину сразу на заводе или шипуются на сторонних предприятиях и потом попадают уже к нам, как готовый продукт. Если рассмотреть цикл жизни шипа, то схематично его можно представить так
Изначально отверстие под шип представляет собой выемку диаметром 2-3 мм (1). В это отверстие помещается шип, в качестве примера классический "румкоподобный", с нижнем размером основного фланца 8-9 мм (2). Во время эксплуатации он испытывает нагрузку (разгон, торможение), что приводит к раскачиванию шипа из-за эластичности резины. В местах внешней стыковки шипа происходит воздействие внешних факторов (дорожные абразивы, камень, песок и т.д.), которые понемногу проникают вглубь и стачивают под силой трения, как шип, так и саму резину (3). Это приводит к тому, что шип либо покидает отверстие либо остается сточенным, нерабочим.
После потери или извлечений шипа, отверстие остается увеличенным, разбитым (4), и ставить вновь обычный шип уже не имеет смысла. Для восстановления работоспособности резины используются ремонтные шипы.
Ремонтный шип представляет из себя похожий формы шип, но с большим основанием, около 12 мм и увеличенными боковинами, за счет пластиковых втулок. Он распирает изношенное отверстие и надежно запирается. Также важно выполнить обкатку такой резины, чтобы шип заполнил трещины. Пластиковая втулка обеспечивает улучшенную эластичность, при нагрузке.
Установка шипов
Есть несколько способов произвести ошиповку.
Существуют приспособления для ручной ошиповки резины, например ПРО-20, стоимость около 1500-2000 руб. Также есть "Дошипун" со стоимостью около 3000 руб., который используют уже не ручную силу, а силу дрели. Эти два метода не являются профессиональными и носят чисто "гаражный" вариант. Что касается уже профессиональной ошиповки, используется пневматический шиповальный пистолет, со стоимость от 13000 до 30000 руб., а для больших шипов и до 70000-100000 руб. Также существуют шипошвальные станки, которые используются в основном на производствах.
Поэтому, если есть необходимость "дошиповать" резину, лучше всего узнать, какой технологией пользуется сервис.
Вывод
Ошипованная резина – выход для многих. Не всегда есть возможность использовать фрикционную резину, хорошая стоит дорого, да и есть свои нюансы при использовании. Что касается шипов, самое главное следить за их состоянием, и если появились предпосылки, что они износились, а запас резины не исчерпан, есть смысл в установке ремонтных шипов. Лучше с этим не тянуть, ведь безопасность превыше всего.
Смотрите наше видео по теме на YouTube, в нем вы все увидите и услышите из первых уст, от эксперта!
Следите за нами ВКонтакте @kolesopiter