Пол был врачом и был писателем. Он был врачом и был пациентом. Он был врачом и до самого конца размышлял о связи врача и больного.
Рак — слово, за которым кроется очень многое. Маленькое слово, которое меняет все, от отношения близких и планов на будущее, до способности мыслить рационально.
Смерть - событие однократное, а вот жизнь со смертельной болезнью - это целый процесс.
Я помню свои чувства пять лет назад (интересно, что книга попала мне в руки в момент, когда моей ремиссии стукнуло ровно пять лет). Борцом быть страшно. Я не так уж и переживала за себя, лишь сетовала, что боюсь не успеть прочитать все книги на своих полках, но боль близких разбивает сердце. Рак замыкает на себе, его нельзя отложить до «лучших» времен. Вот ты учился, работал, мечтал, а теперь ты лежишь на каталке, смотришь в слепящие глазницы ламп операционной и не знаешь, кем ты будешь, когда проснешься завтра.
Первая часть этой небольшой, в сущности, книги, описывает здорового Пола. Его поиски себя, выбор карьеры, выбор будущего. Пол был амбициозен, он мечтал о многом, он добивался многого.
Вторая часть посвящена уже лечению, хрупкости человека перед болезнью, последним планам и решениям, надеждам и смирению.
Некоторые решения Пола и его семьи показались мне странными. Например, их с женой решение родить ребенка. Пол умер спустя 8 месяцев после рождения дочери, оставив жену Люси матерью-одиночкой. Мне это чуждо, потому что я считаю ребенка огромной ответственностью, и мне грустно, что все проблемы, связанные с ребенком, взвалились на плечи одной женщины.
И самая трогательная часть книги — эпилог, написана как раз этой женщиной. В нем столько любви, столько проживания, столько силы.
Вне зависимости от того, какое впечатление у меня сложилось о Поле, он проделал очень важную работу — он рассказал о своей болезни так, что его книгу прочитали очень многие. О раке важно говорить — как для того, чтобы искоренить опасные стереотипы, с ним связанные, так и для того, чтобы замечать симптомы как можно раньше. Пол был врачом, но даже он бесконечно долго их игнорировал. Он знал, что это может быть рак, но он будто бы боялся поговорить об этом с самим собой.