В продолжении рубрики «Техничка», сегодняшний пост посвящен двигателю, который не увидел серийного производства. Но для начала небольшая предыстория.
В конце 1950-х в ГДР началось производство легковушки Трабант – 601, очень примитивной машины, которая оснащалась двухтактным мотором. Машина пользовалась популярностью потому что восточным немцам не из чего было выбирать, других легковушек в этом классе у них попросту не было.
Поэтому, несмотря на всю свою ущербность, выпускали Трабант до самого падения Берлинской стены, но уже в семидесятых стало понятно, что чадящий сизым выхлопом, шумный и маломощный мотор никуда не годится. Для Трабанта решили сделать дизель, но от самого решения до начала реальных работ над проектом прошло много лет, и разработка нового дизеля началась лишь в 1981 году.
Спустя пару лет мотор был готов. Трёхцилиндровый 1.1 литровый дизель выдавал мощность 34 л.с. Крутящий момент мне разузнать не удалось.
Это форкамерный дизель. Конструкторам пришлось идти на усложнение конструкции ради снижения ударных нагрузок на поршневую и соответственно, снижения уровня шума и вибраций. Еще из любопытных решений – гидрокомпенсаторы клапанов. Для начала восьмидесятых гидрики были очень современным решением, а привод самого ГРМ был ременным.
В 1983 году дизель для Трабанта был полностью готов, но сама машина уже безнадёжно устарела и в её модернизации не было никакого смысла. Поэтому в серию мотор не пошел, всего было собрано три опытных образца, но на этом его история не закончилась. Впоследствии эту разработку выкупил Фольксваген.