Сегодня вряд ли кто вспомнит с какими муками несколько лет назад в 2018 г. рождалась «Стратегия развития автопрома в РФ до 2025 года». Ее несколько раз переписывали, сдвигали сроки ее презентации в правительстве и, в конце концов, приняли.
Тогда страна интегрировалась в мировой автопром, глобальные автоконцерны встраивали российские предприятия в свои производственные и логистические цепочки, поэтому стояла первостепенная задача - повышение локализации выпускаемых в России автомобилей.
Действительно, в тот исторический период развития страны данная стратегия была достаточно выверенным документом. Не зря в недавнем блиц-интервью изданию «КоммерсантЪ» министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил:
«…правильно ли была принята государством стратегия, то каждый может оценивать ее по-разному. Но я считаю, что стратегия была абсолютно правильная».
Это мнение профильного руководителя министерства, курирующего автомобильный рынок и автопром страны. Впрочем, уже тогда звучала критика этого курса. Но оглядываться сегодня на курс и документ стратегии будет непродуктивно. Он сегодня в связи с изменившимися внешними условиями практически потерял свою актуальность. Поэтому президентом РФ Владимиром Путиным было принято принципиальное решение о том, что требуется разработка обновленного стратегического курса отрасли.
Наш канал неоднократно предоставлял слово специалистам автомобилестроения слово на своих страницах. Здесь ссылка
Напомним, неделю назад прошло совещание по автопрому с участием Владимира Путина. К сожалению, на сайте Кремля отсутствуют тексты выступления «капитанов» российского автопрома. Но есть программные требования, которые озвучены первым лицом государства. И мы нашли много интересных изменений в воззрениях на будущее российского автопрома и автомобильного рынка России.
Первое. Президент поручил профильному ведомству до 1 сентября с.г. разработать и утвердить стратегию развития автомобильной промышленности с учётом сегодняшних реалий.
Действительно, после 24 февраля с.г. и введения жестких мер со стороны западных партнеров именно в отрасли автомобилестроения ситуация кардинально изменилась и реалии стали другими.
«Партнёры российских автозаводов, несмотря на свои долгосрочные обязательства, либо приостановили поставки, либо объявили об уходе с нашего рынка», - охарактеризовал ситуацию президент.
В этой стратегии должны быть сформированы стратегические подходы к развитию отрасли, задан долгосрочный, долговременный вектор технологических и производственных изменений.
Второе. Ключевым элементом должно стать наличие у России собственных критических технологий и производств, причём их уровень должен обеспечить глобальную конкурентоспособность нашей отрасли в целом.
Путин отметил: «…самое главное заключается в том, что научно-технологическое развитие отрасли является абсолютно ключевым компонентом. Наука, технологии, инженерные центры – вот чем нужно заниматься. Тогда независимость наша будет абсолютно реальной и будет стоять на прочной базе, будет иметь собственный фундамент, прочное основание»
Иными словами, должна быть обеспечена технологическая независимость российского автопрома.
Третье. Президент не толкает отрасль автопрома в автаркию. Глобализация автопрома – это реальность и свертывание связей с зарубежными странами недопустимо. Тут надо найти компромисс между глобализацией и разделением труда с миром.
«Необходимо выдержать ориентир на обеспечение технологического суверенитета России. Конечно, это не означает, что абсолютно все производственные процессы в автопроме должны проходить именно у нас, в нашей стране. Но ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, интеллектуальные права и ноу-хау, должны быть, конечно же, российскими», - рассуждает президент..
Четвертое. И еще один момент, на который обратил внимание президент. Отечественные моторостроители замещают выпавших поставщиков, а такая замена связана с понижением класса экологичности. А это фактор не только заботы об окружающей среде, но и фактор конкурентоспособности.
«…обращу внимание на то, что даже в дружественных странах, у партнёров по евразийской интеграции действуют строгие экологические нормы в отношении грузовых автомобилей. И если мы массово понизим экологический класс российских грузовиков, это может сказаться на рыночных позициях наших перевозчиков – их просто не будут пускать, а значит, водители столкнутся с вопросами занятости», - предупредил Путин.
В каком виде через несколько месяцев будет представлена стратегия автопрома мы все увидим 1 сентября с.г. Главное, пришло осознание, что технологическая независимость – ключевое звено.
Уважаемые читатели, что вы думаете о перспективах российского автопрома? Какие принципы еще нужно заложить в новый стратегический документ? Пишите в комментариях
Наш канал Проавтобизнес ВКонтакте
Канал в Телеграме: https://t.me/proautobiz