Климатическая система в машине – фича, без которой трудно представить современную машину. Однако далеко не все помнят, что она тоже нуждается в регулярном обслуживании. Если вы сели в жаркую кабину, включили кондиционер, но не почувствовали долгожданный бриз – читайте статью. Сегодня разберемся, как проверить кондиционер в машине и узнаем, можно ли заправить его самостоятельно.
Регулярность диагностики и профилактических работ климатической системы прописывается в техническом регламенте. Там же указывается, что ежегодная утечка 10-15% хладагента (его по-старинке называют фреоном) – норма. Это значит, что даже если сам кондиционер рабочий, раз в три года автовладельцу нужно восполнять естественную утечку хладагента. Если же эффективность работы системы охлаждения снизилась раньше – надо искать причину утечки. Ведь дозаправка кондиционера – дело недешевое.
Устройство кондиционера
Чтобы найти место утечки фреона, нужно понимать устройство кондиционера. Любой кондиционер состоит из следующих элементов:
- Компрессор, который сжимает хладагент. При этом повышается давление и температура фреона. Компрессор приводится в действие ремнем от двигателя.
- Конденсатор, расположенный перед радиатором. Он охлаждает хладагент. Отсюда он уходит дальше уже в жидком состоянии.
- Рессивер-осушитель, который фильтрует хладагент и снижает его давление.
- Испаритель. Здесь жидкость превращается в пар, отдавая при этом холод.
- Трубопроводы, соединяющие узлы системы.
- Терморегулирующий вентиль (ТРВ) или дросселирующая вставка.
- Датчики давления.
Определяем утечку фреона в автомобиле
Существует два способа найти утечку хладагента самостоятельно.
1. Осматриваем систему с помощью УФ-лампы. Она проявит красители, которые добавляют в хладагент. Если стык светится – фреон протекает.
2. Если в машине есть специальный глазок или смотровое окошко (наличие можно уточнить в инструкции по эксплуатации автомобиля), используем его. Если фреон пузырится во время работы кондиционера, его уровень снижен. При этом кратковременное образование пузырей в начале и в конце работы не должно вас пугать – это норма.
Неисправность кондиционера в машине в большинстве случаев связана с механическим повреждением или коррозией. Чаще всего из строя выходят:
Радиатор, так как он подвергается коррозии и ударам камней. Осматриваем его: можно увидеть вмятины, ржавчину и даже масляные пятна. Отремонтировать это, к сожалению, сложно. Такая деталь требует замены.
Компрессор. Здесь быстрее всего в негодность приходят обмотки. Меняем обмотку, исхудившиеся уплотнители и заправляем фреон.
Однако компрессор может просто сломаться. Чинить его или менять – зависит от проблемы: заклин клапана, протечка штуцера, поломка шатуна, износ муфты. Некоторые можно исправить, не снимая агрегат, другие требуют работы опытного специалиста.
Трубки. Они страдают от вибраций, грязи, пыли и часто ржавеют. Но, слава богу, легко меняются.
Другие неисправности кондиционера
Случается, что утечки нет, а фреон все равно не поступает. В этом случае срабатывает механизм аварийного сброса фреона: датчики фиксируют превышение температуры или давления в компрессоре и отключают его, чтобы избежать более крупной поломки. Причиной перегрева может быть:
- нерабочий вентилятор радиатора,
- неисправность терморегулирующего вентиля,
- поломка осушителя,
- неисправность аккумулятора.
Если вы взялись за проверку кондиционера, не забудьте также проверить терморегулирующий вентиль / дросселирующую вставку. Засорение отверстий снижает производительность системы и может привести к утечке.
Как заправить кондиционер в машине
Итак, мы выявили недостаток фреона и устранили причину течи. Можно приниматься за заправку. Многие умельцы, желая сэкономить, хотят сделать это самостоятельно. Для них – алгоритм действий.
- Находим в технической документации необходимый объем хладагента.
- Выясняем, какой именно газ использовался в прошлый раз. Можно заглянуть под крышку капота – там должна быть наклейка.
- Приобретаем комплект для заправки автокондиционера (есть одноразовые - они дешевле). В него может входить: баллон с хладагентом, манометрический коллектор или манометр, заправочные шланги, соединения для низкого и высокого давления.
- Снимаем крышку с порта магистрали низкого давления (не перепутайте – порт высокого давления по размеру меньше). Аккуратно, не допуская попадания мусора внутрь, удаляем грязь.
- На нейтральной передаче давим на газ, добиваясь 1500 тыс. оборотов. Поддерживаем обороты во время работ.
- Включаем рециркуляцию на максимум.
- Подсоединяем шланг с заправочным штуцером к магистрали низкого давления.
- Переворачиваем флакон с хладагентом вверх дном и медленно поворачиваем кран.
- Следим за давлением по манометру – удерживайте его на отметке не выше 285 кПа.
- Когда температура воздуха у дефлектора достигнет 6-8 °C, заправку можно окончить.
Ну и бонус для тех, кому легче посмотреть, чем почитать. Видео инструкция по самостоятельной заправкt.
Способ, который мы описали, самый экономичный и простой. Однако если самостоятельная дозаправка кондиционера не принесла ожидаемого эффекта, придется обратиться в специализированный автосервис и довериться профессионалам.
Своевременно заправляйте кондиционер и подписывайтесь на канал «Автотяга» – здесь мы заботимся о вас и вашем автомобиле.