В начале Второй мировой войны высшее военное руководство рейха было крайне заинтересовано в постройке универсального автомобиля повышенной проходимости. В перспективе планировалось, что автомобиль полностью заменит в войсках мотоциклы с коляской.
Таким образом генеральным штабом сухопутных войск были сформированы технические требования к вездеходу, в числе которых были как способность автомобиля передвигаться в любых дорожных условиях, так и… преодолевать водные преграды. Таким образом речь шла уже о постройке автомобиля-амфибии.
К решению этой непростой задачи приступили два конструктора: Фердинанд Порше и Эрвин Коменд. В ходе разработки нового вездехода, на базе взятого за основу автомобиля "Volkswagen Beetle", было построено несколько прототипов. Но "путёвку в жизнь" получил именно "Type 166" как наиболее удачный.
Что представлял из себя автомобиль? Основного внимания заслуживает кузов Schwimmwagen, который был сварен из листовой стали и усилен поперечинами. По факту он имел больше общего с лодкой, чем с автомобилем. Поскольку автомобиль плавал очень низко в воде, у него не было дверей. Для откачки воды из кузова вездехода был предусмотрен насос.
"Type 166" имел длину 3825 мм, высоту 1615 мм, ширину 1480 мм и вес 910 кг. Два топливных бака, общей ёмкостью 50 литров давали возможность автомобилю без дозаправки преодолевать расстояние в 520 км.
Верхнеклапанный оппозитный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с рабочим объемом 1131 куб. см, выдавал мощность 25 лошадиных сил и предоставлял возможность Schwimmwagen разгоняться на суше до 75 км/ч и передвигаться по воде со скоростью 10 км/ч.
Автомобиль оснащался четырёхступенчатой коробкой передач с пониженным рядом передач. Возможность задействовать подключаемый полный привод была только при движении автомобиля на первой передаче или задним ходом.
Независимая торсионная подвеска, плоское днище кузова вкупе с солидным дорожным просветом в 265 мм., наделяла автомобиль неплохими вездеходными качествами. Особенно они пригодились в условиях русской распутицы, когда в непролазной грязи застревали даже танки.
Для передвижения по воде автомобиль оснащался трёхлопастным гребным винтом, установленным на откидной колонке и имеющим привод непосредственно от коленчатого вала двигателя.
Управление автомобилем на плаву осуществлялось поворотом передних колес вправо или влево. Посредством такого управления маневрировал автомобиль на воде, мягко говоря, неохотно.
Автомобиль был рассчитан на передвижение четырёх человек, включая водителя.
В качестве вооружения на него устанавливался пулемёт «MG42».
1 ноября 1940 года прототип Schwimmwagen был готов к испытаниям. Суровые испытания на автобанах, грунтовых дорогах, пересеченной местности и в качестве водного транспорта, для которого он в первую очередь и был предназначен, продолжались до 6 декабря .
По итогам испытаний руководство вермахта осталось довольно и одобрило запуск вездехода в серийное производство. Таким образом в начале июня 1942 года первые 125 автомобилей поступили в войска.
В период с 1942 по 1944 год было построено 14 276 Schwimmwagen. После войны автомобиль получил новую, теперь уже гражданскую жизнь в основном в качестве транспортного средства для работников сельского хозяйства, но также был высоко оценён и охотниками.