.
В число богослужебных предметов скинии Моисея, подлежащих обязательному ритуальному освящению, входил и особый медный умывальник (Исх.40:11), который располагался между входом в скинию собрания и жертвенником всесожжения (Исх.30:18, Исх.40:7,30).
В этом медном умывальнике священникам по чину Аарона «уставом вечным» под страхом смерти было предписано омывать «руки свои и ноги свои» перед тем как входить в скинию собрания или возносить жертвоприношения на медный жертвенник внутреннего двора (Исх.30:19-21, Исх.40:30-32).
А в храме Соломона для омовения приступающих к храмовому служению священников использовался огромный медный сосуд, именуемый «морем», который располагался на том же месте, где в походной скинии стоял медный умывальник (то есть справа от выхода из внутренних пределов храма, на юго-восточной стороне внутреннего двора, 3 Цар.7:39, 2 Пар.4:10), вмещал около 20000 литров воды и был установлен на двенадцати отлитых из меди волах (2 Пар.4:2-5, 3 Цар.7:23-26).
.
.
И в видениях книги Откровение рядом с золотым светильником (т.е. непосредственно перед Небесным престолом, Откр.4:6, Откр.15:2, косвенно – Откр.10:2,5,8) тайнозритель также видит некое «море». Однако это «небесное море» уже не медное, как в рукотворной скинии, а стеклянное и при этом «подобное кристаллу»:
И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади (Откр.4:5-6)
.
Причем с учетом новозаветного «духовного положения» этого моря (ведь в Небесной скинии оно находится прямо перед Сидящим на престоле) та кристальная прозрачность, которая заменила «ветхозаветную» медь, свидетельствует не только об удивительной чистоте наполняющей это море воды.
.
.
Подобно тому, как чистота драгоценного камня говорит о его качестве (сравн. – Иез.1:22, Откр.21:11), — чистый и прозрачный «стеклянный кристалл» небесного моря символизирует высочайшую духовную ценность этого сосуда (так, и в книге Иова упоминается драгоценное стекло, сравнимое с золотом, Иов.28:17).
.
.
Другими словами, море в Небесной скинии изменило не только свое положение (т.к. в новозаветные времена оно находится не на внутреннем дворе, а непосредственно у Небесного престола), — но и свое духовное качество (т.к. оно перестало быть «медным», и обрело свойства драгоценности).
Что касается воды, которая наполняет новозаветное «небесное море», — в видениях Иезекииля, которые, как уже отмечалось ранее, прорисовывают в том числе и устройство грядущей скинии Нового Завета, пророк свидетельствует о совершенно особенной «храмовой» воде, которая появляется «из-под правого бока храма» и течет «по южную сторону» жертвенника всесожжения:
Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника (Ин.47:1)
.
А когда текущая из храма вода превращается в реку и достигает некоего моря, в котором до этого не было жизни, — это «мертвое море» чудесным образом оживает:
И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону. Когда тот муж пошел на восток... отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку... И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: "видел, сын человеческий?" и повел меня обратно к берегу этого потока. И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. И будут стоять подле него рыболовы от Ен-Гадди до Эглаима, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много (Иез.46:2-10)
.
(Это пророческое видение опирается в том числе и на «образную карту» земли Израиля, т.к. северная оконечность «земного» Мертвого моря действительно находится на востоке от «физического» города Иерусалима.
И в этом море, возникшем на месте уничтоженного небесным огнем Содома, действительно нет ничего живого.
А Ен-Гадди и Эглаим, упоминаемые в пророчестве, находятся на северо-восточном и западном берегах Мертвого моря, — то есть в той части моря, куда впадала бы река, воды которой потекли «на восток из Иерусалима», и куда до сего дня с севера впадает река Иордан)
.
А поскольку небесная река, которая изливается в «мертвое море», появляется с правой стороны «храма Иезекииля», — этот поток неизбежно проходит по тому месту, где в рукотворной скинии располагалось медное море (только так вода, вышедшая из-под правого порога храма, может достичь восточных ворот внутреннего двора и выйти из них в виде реки, которую описывает пророк Иезекииль, Иез.47:2).
Таким образом, если смотреть на пророческие панорамы из книги Иезекииля через новозаветные образы Небесной скинии, — тем «мертвым морем», в которое в конце концов вливается живая вода из Небесного Источника, представляется оживляемый Благовестием тварный мир.
(Именно по этой причине края медного моря храма Соломона были выполнены в виде распустившейся лилии, что символизировало красоту и совершенство Божественного творения, сравн. – 3 Цар.7:26, 2 Пар.4:5, Лк.12:27 и т.д.)
А то драгоценное небесное море, которое располагается не снаружи, а внутри храма, и выглядит «подобным кристаллу», предстает неотъемлемой частью новозаветного источника живой воды, текущей «из под правого бока храма, по южную сторону жертвенника» (Иез.47:1).
(Так, и на реке Иордан в ее верхнем течении находится «живое» Галилейское море, именуемое также Тивериадским морем и Геннисаретским озером, — и только пройдя это пресное море река Иордан достигает северной части Мертвого моря, которое пророки называют «Соленым».
И хотя образная связь «реки жизни», вытекающей «на равнину» из стоящего на Сионе храма Иезекииля, и реки Иордан, появляющейся в буквальном смысле из-под горы Ермон (Хермон), не вполне очевидна, — на самом деле и переход Иордана при Иисусе Навине неподалеку от впадения реки в Мертвое море; и служение при Иордане Иоанна Крестителя; и крещение в Иордане Иисуса Христа в том самом месте, где при входе в землю обетования Иордан переходил Иисус Навин и весь народ Израиля; и даже хождение Спасителя по водам Галилейского моря прямо связаны в том числе и с живой водой Небесного храма, которая вытекает «из-под его порога», а «за восточными воротами» превращается в глубокую реку, Иез.47:1-10)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Небесный источник живой воды как знамение Нового Завета
Предыдущая статья: Пророческие смыслы деревянного жертвенника Иезекииля
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #море подобное кристаллу перед небесным престолом, Откр.4:6 #река от восточных ворот храма, Иез.47:1 #оживление мертвого моря появление рыбы рыболовы сети, Иез.47:8-12