Найти в Дзене

О пророческой власти «двух свидетелей» из книги Откровение (Откр.11:5-6)

Оглавление

.

.

И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят (Откр.11:5-6)

.

В продолжение разговора о «двух последних пророках», миссия которых описана в главе 11 книги Откровение, можно отметить, что в настоящее время большинство богословов склонны видеть в этом образе или Илию и Еноха (так как только они представляются в Св. Писании «ветхозаветными небожителями», Быт.5:24, Евр.11:5, 4 Цар.2:11), или Илию и Моисея, или двух других «буквальных» людей, — поэтому и проявления их пророческой власти также воспринимаются как события буквальные.

А поскольку ничего подобного описанному в Откр.11:5-6 в «мире сем» еще не происходило (т.е. на данный момент никто не может назвать двух конкретных людей, которые низводили бы из своих уст «поядающий огонь», и превращали бы реки в кровь, и т.д.), — при буквальном восприятии свидетельств главы 11 все обозначенные в ней события неизбежно относятся в будущее и «откладываются» до самых последних дней ветхого мира.

При этом достаточно очевидно, что величайшая пророческая власть «двух светильников-пророков» имеет целый ряд весьма существенных особенностей, не позволяющих ограничить дарованные им силы и возможности исключительно буквальными смыслами.

Так, например, в Откр.11:5 тайнозритель дважды повторяет фразу «если кто захочет их обидеть…», причем первая часть тех последствий, которые пресекают всякое желание причинять обиды двум небесным свидетелям, подобна не только исходящему из их уст буквальному огню, но и исполненному Божественной силой осуждающему слову.

И в прообразных для этого свидетельства ветхозаветных событиях, когда пророк Илия дважды низвел огонь на воинов, пришедших к нему с «властными» требованиями от самарийского царя Охозии (4 Цар.1:8-12), «поядающий огонь» также появлялся не из человеческих уст, но по слову пророка сходил на богопротивников с неба.

А книга Иеремии прямо свидетельствует о том, что в уста людей Божьих вкладывается не буквальный огонь, но «огненный глагол» Божественного суда и возмездия:

Посему так говорит Господь Бог Саваоф: за то, что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ - дровами, и этот [огонь] пожрет их (Иер.5:14)

.

Соответственно, и в том огне, о котором свидетельствует книга Откровение, следует видеть в первую очередь образный смысл, связанный с действием и воздействием на беззаконников новозаветного пророческого слова (так как даже с оговоркой, что Божественный «поядающий огонь» рано или поздно станет буквальным, такой огонь вряд ли будет исходить прямо из человеческих уст, сравн. – 4 Цар.1:8-12).

Кроме того, можно заметить, что в первых свидетельствах главы 11 речь идет не об уже совершенных враждебных действиях, но о неких нечестивых планах и пожеланиях, которые не перечисляются и даже не озвучиваются. А поскольку и «огонь из уст», и «наказание смертью» («если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту») упоминаются не как возмездие за конкретное деяние, а как возможные ответы на «потенциальную» обиду, — есть основания утверждать, что в главе 11 прорисован новозаветный духовный закон, согласно которому любое, в том числе и не воплощенное в действие нечестивое устремление в отношении Церкви, будет иметь «гарантированный» поражающий ответ (вопросу о том, почему двух пророков следует рассматривать как собирательный образ всей новозаветной Церкви, посвящены несколько предыдущих публикаций).

(Причем при таком разумении вполне очевидно, что в главе 11 речь идет не просто о «защитных» действиях человека против человека по принципу «око за око», но о небесном суде, совершителем которого является Тот, Кто видит тайные помышления сердца и судит обидчиков не столько по внешним деяниям, сколько по нечестивым устремлениям, «сокрытым во мраке человеческой души», сравн. – 1 Кор.4:5)

Другими словами, в Откр.11:5 прорисована духовная реальность новозаветных времен, где через отношение к «двум свидетелям-пророкам» совершается не суд человеческий, но Суд Божий, — а в образе «поядающего огня» (сравн. – 2 Цар.22:9, Пс.17:9, Пс.49:3) и в утверждении «…тому надлежит быть убиту» представлено эсхатологическое предопределение, которое может не реализоваться в видимом мире, но гарантированно достигнет всех без исключения «обидчиков» Церкви на Суде Последнего Дня (Пс.109:5-6, Соф.1:18, 2 Пет.3:7, Откр.11:18, Откр.19:21 и т.д.), сравн.:

Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его (2 Фес.1:6-9)

.

Более того, поскольку в главе 11 утверждается абсолютно уникальный духовный статус Церкви Христовой, которая представляет Творца и Вседержителя не фигурально, а практически буквально, — и тот суд, который ожидает всех, кто пытается или думает ее оскорблять, по сути является небесным судом над безбожием, богохульством и богоборчеством. И если верующие люди принимают Страшный Суд Последнего дня как Суд Справедливый и Истинный, по результатам которого великое множество беззаконников пойдет «во тьму внешнюю» (Мф.22:11-14, Мк.9:47) и «в озеро огненное» (Откр.20:15), — и «предварительные» небесные суды, воплощенные в локальных «земных» бедствиях, должны восприниматься христианами в духе Нового Завета, то есть в первую очередь как благодеяние, соответствующее «времени благоприятному» (2 Кор.6:2), которое совершается Вседержителем в преддверии Суда Вечного не по нетерпению, и не для мести, но в качестве своевременной помощи тем членам Церкви Христовой, которые подвергаются или могут подвергнуться притеснениям, клевете, злословию и физической агрессии.

Конечно, «наказание за пожелания», когда нечестивые замыслы со стороны беззаконников уже сформированы, но еще не осуществлены, для мирской логики выглядят не только «несправедливыми», но и преждевременными, то есть «еще не заслуженными». Однако подобные «упреждающие» наказания не усугубляют, а облегчают конечную участь тех, кто подпадает под осуждающие определения, поскольку они совершаются до того, как побуждения и устремления богохульников воплотятся в видимое беззаконие, наносящее ущерб Церкви, — а, значит, не достигают той меры, в которой наказывалось бы подобное, будь оно действительно содеяно.

(В этом контексте даже изгнание нечестивых «во тьму внешнюю» не следует воспринимать как буквальную месть за их беззакония. Образ изгнания во тьму отражает в первую очередь собственное сущностное состояние беззаконников, для которых пребывание в присутствии Божием мучительно и губительно, — а «места без Бога» в новой вселенной, где «Бог все во всем», попросту не будет, сравн. – 1 Кор.15:28.

Соответственно, в этом контексте под «тьмой внешней» можно понимать самые «удаленные» пределы мироздания, где беззаконников не «поядает» чуждый их сущности Божественный огонь, — однако их внутренний нечестивый огонь, разжигаемый похотями и пожирающий личность изнутри, «во тьме внешней» не угаснет и станет источником их посмертных мучений, сравн.: «где червь их не умирает и огонь не угасает», Мк.9:44,46,48)

Кроме того, можно еще раз отметить, что согласно свидетельствам Откр.11:5-6 дарованная Новозаветной Церкви пророческая власть выглядит более полной и более совершенной, чем та власть, которую имели люди Божьи во времена служения «образу и тени небесного» (Евр.8:5).

Так, пророк Моисей по указанию Божьему единожды превратил воду в кровь (перед фараоном, Исх.7:15-21), — и единожды поразил Египет болезненными язвами (Исх.9:1-16).

А пророк Илия во дни Ахава и Иезавели единожды удерживал излияние на землю дождя (3 Цар.17:1), — и дважды низвел на нечестивых небесный «поядающий» огонь (4 Цар.1:9-12).

При этом «два свидетеля» новозаветных времен имеют власть совершать подобные деяния «когда только захотят» (Откр.11:6).

Более того, новозаветной Церкви подчиняются не только «земные» стихии, но и само небо («Они имеют власть затворить небо…», Откр.11:6), что в точности соответствует евангельскому образу «двух новозаветных свидетелей», обозначенному Самим Господом и Спасителем:

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:18-20)

.

А это означает, что в словах о власти над водами (чтобы «превращать их в кровь») и о власти над землей (чтобы поражать ее «всякою язвою»), как и в образах особого небесного огня, обозначены не видимые «природные» катаклизмы, которыми два буквальных человека будут потрясать океаны и континенты, — но свидетельство о том, что пророческая власть Церкви Христовой является всеобъемлющей, то есть не имеет никаких «физических» границ.

Что касается видимых проявлений такой невероятной власти (которых, как скажут неверующие, мы не наблюдали на протяжении всей христианской истории, да и ныне не наблюдаем), — для верующих людей очевидно, что подлинная сила новозаветной Церкви измеряется не потрясениями природных стихий, но способностью управлять стихиями духовными. А если бы Церкви пришлось проявлять свою власть над миром на осязаемом «плотском» уровне, — подобные действия свидетельствовали бы не только о свойственной силе, но и об определенном духовном несовершенстве, сравн.:

и послал вестников пред лицом Своим… но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк.9:54-56)

.

Именно по этой причине вселенская миссия Новозаветной Церкви при всей полноте «делегированной» ей власти над «стихиями мира» (т.е. над водами, над землей, над воздухом-небом и над огнем) совершается «не воинством и не силою» (Зах.4:6, Мф.26:53), но чистым и совершенным действием семи «огненных» даров от Святого Духа (Откр.2:1, Откр.4:5), сравн.:

Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы (Мф.12:18-20)

.

Таким образом, несмотря на то, что в большинстве современных толкований двумя последними пророками считаются исключительно Илия и Енох, что подразумевает и буквальное появление огня из их уст, и буквальное превращение «воды в кровь», и поражение земли «всякою язвою» на видимом «физическом» уровне, и т.д. (т.е. нечто подобное тому, что совершал в ветхозаветные времена Илия, но не Енох), — есть основания утверждать, что упрощенное (буквальное) разумение пророческой миссии «двух светильников-маслин» не соответствует уровню и масштабу подлинно вселенского новозаветного свидетельства (при том, что все детали и все обстоятельства, упомянутые в главе 11, точны и истинны именно и только в контексте совокупных и всеобщих новозаветных смыслов).

И, тем не менее, исполненное небесной славой «облако новозаветных свидетелей» включает в себя и Илию, и Еноха (сравн. – «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей… с терпением будем проходить предлежащее нам поприще», Евр.12:1), — так что собирательное разумение образов Откровения ни в коем случае не противопоставляется их личному служению и их личному подвигу веры.

Более того, нет никаких сомнений, что земная христианская миссия совершается «в духе и силе Еноха и Илии» (сравн. «и предъидет пред Ним в духе и силе Илии…», Лк.1:17), — однако только их духовной крепостью не ограничивается.

Другими словами, в видениях и свидетельствах главы 11 прорисованы смыслы, которые были и остаются актуальными все новозаветные времена (сравн. – Зах.14:11-19), и согласно которым образ «двух свидетелей», «двух пророков», «двух светильников» и «двух маслин» включает в себя всех причастников Нового Завета всех времен и от всех народов, — а под их «обидчиками» следует разуметь всех противников Совершенного Завета, также прорисованных во вселенском масштабе (в виде совокупности беззаконников, пребывающих на «внешнем дворе» нерукотворного храма и воинствующих против любых исходящих от Церкви новозаветных новозаветных свидетельств), сравн.:

Они были тогда малочисленны и ничтожны, и пришельцы в ней, и переходили от народа к народу и из одного царства к другому народу; но Он никому не позволил обижать их, и обличал за них царей: "Не прикасайтеся к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла". Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его. Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его (1 Пар.16:19-24, то же в Пс.104)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «Зверь, выходящий из бездны» сражается с «двумя свидетелями» (Откр.11:7-8)

Предыдущая статья: Илия и Елисей как прообраз «двух свидетелей Апокалипсиса» (Откр.11:3-6)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; кто захочет их обидеть тому быть убитым, Откр.11:5 #они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, Откр.11:6