До появления автомобиля ГАЗ-23, государственные спецслужбы использовали в целях преследования и сопровождения кортежей автомобиль ГАЗ-М-20Г, представлявший собой "Победу" с шестицилиндровым двигателем автомобиля ГАЗ(ЗИМ)-12. С ходом времени, ГАЗ-21 стала заполнять Советские улицы, и поднялся вопрос о создании неприметной машины для спецслужб. Комитетом Государственной Безопасности СССР Горьковскому Автозаводу было поручено разработать спецавтомобиль, предназначенный для обеспечения результативной погони, сопровождения кортежей и выполнения других спец. заданий. Ведущим конструктором проекта ГАЗ-23 был назначен в 1959 г. Борис Акимович Дехтяр [1922 — 2012 г.г.]. В качестве силового агрегата был выбран самый мощный и современный на то время восьмицилиндровый двигатель, мощностью 195 лошадиных сил, с крутящим моментом 420 н/м, полностью отечественной разработки, от ГАЗ-13. Установить двигатель удалось с минимально допустимыми зазорами, для чего блок пришлось наклонять вправо на 2 градус