Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

NSU Prinz 4 — малолитражка из ФРГ, как две капли похожая на наш «Запорожец». Кто у кого скопировал?

Советский автопром принято ругать за частые и порой довольно прямолинейные заимствования.

При всей моей любви к продукции родом из СССР, вынужден сказать, что это небезосновательные обвинения.

Действительно, советские инженеры и дизайнеры копировали всё подряд — от мотоциклов до правительственных ЗИСов.

Вряд ли их можно ругать за это: копирование — это нормальный процесс обучения. К тому же мы часто улучшали конструкции, адаптируя их под более сложные дорожные условия нашей страны.

NSU Prinz 4. Фото автора. Город Моторов
NSU Prinz 4. Фото автора. Город Моторов

К чему я всю эту нуднятину завёл? Посмотрите на автомобиль, который я много лет назад сфотографировал в Техническом музее в Австрии.

Ничего не напоминает? С этого ракурса он выглядит как вылитый ЗАЗ-968А. Вот только сделан он не в СССР, а в ФРГ.

Кроха называется NSU Prinz 4. Это второе поколением модели Prinz, пришедшее на смену Prinz I, Prinz II и Prinz III.

4-го «Принца» впервые показали на автосалоне во Франкфурте в 1961 году. Его дизайн также являлся некоторым заимствованием и напоминал очень модный в то время Chevrolet Corvair.

Chevrolet Corvair - полноразмерный седан с заднемоторной компоновкой
Chevrolet Corvair - полноразмерный седан с заднемоторной компоновкой

Fahre Prinz und Du bist Koenig – гласил рекламный слоган, в переводе на русский означавший «Управляй Принцем и станешь королём». Заявление, конечно, слишком смелое, вряд ли вы увидите какие-то «королевские» корни в этом простеньком автомобиле.

Посудите сами: Prinz 4 оснащался двухцилиндровым моторчиком воздушного охлаждения, конструктивно немного напоминавшим мотоциклетный. Четырёхцилиндровый силовой агрегат появился лишь на более поздних модификациях.

Как и у нашего «Запорожца», двигатель располагался сзади и соединялся с 4-ступенчатой коробкой передач, которая передавала крутящий момент на задние колёса.

Скан рекламной брошюры NSU Prinz 4
Скан рекламной брошюры NSU Prinz 4

Напомню, что у ЗАЗ-966 и -968А мотор изначально был V-образный четырёхцилиндровый, также воздушного охлаждения. Изначально он выдавал 30, а затем и 40 лошадиных сил.

«Запорожец» был несколько быстрее «Принца». В 1962 году во время испытаний британского издания Autocar NSU Prinz 4 разогнался до 97 км/ч за 35,7 секунды. При этом ЗАЗ достигал сотни за 32-33 секунды.

Максимальная скорость была 113 и 120 км/ч, соответственно.

Салоны автомобилей хотя и не были похожи, но оба предлагали лишь необходимый минимум. Правда у NSU Prinz 4 был заказной радиоприёмник, которого не было у «Запорожца».

В остальном всё то же самое — четыре места, две двери и минималистическая панель приборов.

Салон NSU Prinz 4. Скан рекламной брошюры
Салон NSU Prinz 4. Скан рекламной брошюры

С точки зрения внешнего дизайна оба автомобиля имели много общего, особенно спереди: круглые фары с небольшими подфарниками, хромированный тонкий молдинг, а также характерная горизонтальная выштамповка, «опоясывающая» весь кузов.

А вот сзади сходства практически не было: вместо двух больших блюдцев задних фонарей «Запорожца» были использованы небольшие горизонтальные фонари, объединяющие указатели поворотов, габаритные огни и стоп-сигналы.

Кроме этого, на задних крыльях не было воздухозаборников, из-за которых «Запорожец» прозвали «ушастым».

Так NSU Prinz 4 выглядит сзади. Сходства с «Запорожцем» практически нет
Так NSU Prinz 4 выглядит сзади. Сходства с «Запорожцем» практически нет

Скопировали ли советские инженеры NSU Prinz 4? Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет.

Дело в том, что первые прототипы ЗАЗ-966 появились еще в 1961 году, а значит разработка началась еще раньше.

Скорее дизайнеры оглядывались на Chevrolet Corvair, а обратились к дизайну «Принца» только в начале 70-х годов, когда готовили обновлённый 968А.

А это уже наш «Запорожец» ЗАЗ-968А
А это уже наш «Запорожец» ЗАЗ-968А

NSU Prinz 4 выпускали до 1973 года, а параллельно ему производили более мощный Prinz 1000 и Prinz TT с тем самым четырёхцилиндровым двигателем и обновлённой внешностью.

Что всё же думаете: скопировали мы NSU Prinz 4 или просто получилось похоже?

Авто
5,66 млн интересуются