- Нельзя делать (всё равно ошибешься, лучше и не начинать, пусть лучше сделает тот кто умеет)
- Нельзя сближаться и доверять людям (обязательно предадут, обманут, сделают больно)
- Нельзя быть ценным и значимым ("ты никто и звать тебя никак, другие люди важнее")
- Нельзя быть ребенком (нужно всегда быть серьезным и делать серьезные дела без ребячества)
- Нельзя взрослеть (маленькие детки такие хорошенькие, не то что когда подрастут)
- Нельзя отделяться и жить своей жизнью (ты же бросишь маму и папу, а как же они без тебя)
- Нельзя достигать успеха (успех это опасно, отберут, устроят неприятности, потеряешь семью и друзей)
- Нельзя быть самим собой (нужно себя исправлять, улучшать и держать себя в руках)
- Своего пола тоже быть нельзя (родители хотели мальчика а родилась девочка)
- Нельзя быть здоровым (со здоровых только требуют, а о болеющих заботятся)
- Нельзя быть нормальным (мне всё детство твердили что я ненормальный)
- Нельзя принадлежать (нигде не найти своих, везде чужой как белая ворона)
- Нельзя наслаждаться жизнью ("много радуешься - будешь много плакать")
- Нельзя думать (ничего не понимаешь, старшие за тебя подумают)
- Нельзя чувствовать (чувства только мешают, и себе и окружающим)
- Нельзя проявляться (лучше молчать и не отсвечивать)
Больше 15-ти запретов.
Если их собрать вот так в один список и показать - жуть.
А если эти запреты существуют в неявной форме, то вроде и не так страшно. Потому что привычно.
Практически у каждого человека есть 2-3 запрета из этого списка.
Немало людей, у которых есть почти всё - в той или иной форме.
Когда я начинала глубинную работу со своим сценарием жизни, то у меня было почти всё. Разве что думать и взрослеть мне было можно, за это меня даже поощряли. И отделилась я при первой же возможности.
ВАЖНО: всё из этого списка не может быть с одинаковой силой. Как правило 2-3 запрета мешают больше всего. А остальное может быть в меньшей степени. Некоторых может не быть вовсе - должно же где-то повезти.
Если выразить это в 10-балльной шкале, где 0 баллов это минимум, а 10 максимум, то
- 2-3 запрета на максимум (8-10 баллов из десяти). Больше всего влияют, больше всего мешают и портят жизнь
- многое на 2-4 балла. Может казаться, что их нет. Но если присмотреться, то можно заметить и их влияние тоже
Откуда "вся эта красота" берется?
Ребенок учится этому в детстве.
Допустим, запрет "не проявляйся". В исходной классификации его нет. Однако в своей работе с клиентами (как индивидуально, так и в групповом формате) я часто встречала этот запрет. Люди даже формулировали его именно так. Поэтому я добавила в список и его отдельным пунктом.
Представьте, что ребенок растет. Конечно он проявляется - играет, бегает, кричит. Занимает пространство. Ему что-то нужно - он обращается к своим близким с разными просьбами.
Он бегает - а на него шикают, тише, тише.
Он играет - а на него повышают голос "ты всем мешаешь".
Он просит о чем-то - а ему показывают, что его просьба не вовремя.
Что бы он ни сделал - ему показывают, что тем самым он доставляет неудобства своим родным
Это всё мощное послание "не проявляйся".
Это травма второго типа - когда на первый взгляд вообще никакой травмы нет. Нет никакого конкретного события, нет
эпизода физического или эмоционального насилия - не избили, не наорали, не выгнали из дома. Но сама атмосфера, то как организованы отношения - это является травмой. Атмосфера, когда проявляться нежелательно, это всегда неудобно другим, и вообще "хорошие детки - это те которых не слышно и не видно".
Бывает, что на этот травмирующий фон накладываются еще и конкретные события (конкретное событие - это травма первого типа).
"Я громко бегал, играл. Или я попросил маму и папу о чем-то - и грянул гром. Они поругались. Скандалили весь вечер. Кидались тарелками и стульями. Подрались. Наорали и на меня, нашлепали и заперли в кладовке. Еще и сказали, что это всё из-за меня, что моя просьба или мои громкие игры им помешали, были так невовремя - и это я виноват в скандале."
Какой ребенок сделает вывод из этого? Правильно, молчать, сидеть тихо и не отсвечивать. Не просить, не шуметь.
Вырастает взрослый человек из этого ребенка. И вот что будет:
Этот человек не сможет:
- На совещании сказать о проблемах в его отделе
- Обратиться к начальству с просьбой
- Позвонить клиенту чтобы уточнить детали договора
- Написать профессиональный пост в соцсетях
- Вывести свой бизнес-проект на рынок
- В кругу друзей будет тих и молчалив
- В семейной жизни лишний раз ничего не попросит
- Не скажет о том, что ему что-то не нравится
Либо он вообще этого делать не сможет, либо ему придется каждый раз бороться с собой (с запретом "не проявляйся" внутри) и долго-долго собираться с силами, чтобы минимально проявиться.
Занять место, подать голос - невероятно невозможно сложно и недопустимо.
Осложняет ли это жизнь? Да, очень.
Мешает чувствовать себя в своей жизни хорошо.
Мешает двигаться к целям и получать результаты.
Какое уж тут хорошо, цели и результаты, когда нужно "молчать в тряпочку и не отсвечивать".
Можно ли это изменить? Да. Если работать с этим глубинно.
Недостаточно просто будет сказать "теперь мне можно проявляться" или "загрузить новое убеждение", как иногда пытаются в разных околопсихологических методах.
Чтобы изменения действительно произошли и чтобы разрешение проявляться встроилось - нужно чтобы в изменения были включены все аспекты:
- Когнитивная сфера (разум, мысли) - больше осознанности, понимания причин и следствий
- Эмоциональная сфера - не получится изменить сценарий, ничего не почувствовав
- Тело - важно чтобы новое решение именно чувствовалось именно в ощущениях. Если оно будет только "от ума", то ничего в жизни не поменяется.
- Поведение - нельзя просто взять и начать делать по-другому, если нет изменений на уровне эмоций и ощущений. А вот когда на уровне разума, эмоций и ощущений всё сложилось в единое целое - то действительно можно просто "взять и сделать".
Как этого достичь? Мы подробно с этим разбираемся на эфирах и предварительном обучении в июне месяце.
Завтра в эфире мы будем говорить про тупики второй степени (все перечисленные в статье запреты относятся к этому уровню тупиков)
Авторы теории тупиков - Боб и Мэри Гулдинги. Известные американские психотерапевты, которые получили премию Эрика Берна за эту классификацию предписаний и решений.
- Откуда это всё берется в детстве
- Как ребенок "учится" этим запретам
- Для чего вообще ребенку соглашаться с этими запретами
- Как это влияет сейчас во взрослой жизни
- Что с этим делать, чтобы это изменить: куда смотреть и что прорабатывать
Всё это разберем в завтрашнем эфире. Ссылка на эфир будет в завтрашнем посте. Не пропустите.
Какие 2-3 запрета из списка Вам больше всего мешают сейчас во взрослой жизни?
P.S. Регистрируйтесь на предварительное обучение "Как выйти из тупика и изменить сценарий своей жизни" по этой ссылке.
Участники получают и теоретическую информацию в эфирах, и практические задания, и ответы на вопросы и мою поддержку.
До конца июня это бесплатно.