Сколько было выпущено советских автомобилей и сколько их сегодня осталось, много или мало?

1K прочитали
Конвейер Горьковского автозавода, 60-е годы
Конвейер Горьковского автозавода, 60-е годы

Во-первых, как узнать, какое количество выпущенных во времена СССР легковушек сохранилось до нашего времени? Лучший вариант получить доступ к базе ГИБДД и теоретически можно выяснить число автомашин тех или других моделей советских авто оставшихся еще на учете. Например, есть информация, что в базе числится около 10 тысяч «старых» Волг ГАЗ-21. Но у меня доступа к этой базе нет, поэтому я для себя придумал следующий способ, которым хочу поделиться с вами, уважаемые читатели.

Берем самую популярную торговую площадку и смотрим по моделям число выставленных на продажу автомобилей. Сравниваем это число с цифрой выпущенных серийно машин этих моделей. И пусть это сравнение не скажет точную цифру оставшихся живых экземпляров, но позволит сравнивать уже между разными моделями, каких осталось больше, а каких меньше (я назвал это показатель "% оставшихся").

Ну и для наглядности конечно правильнее разделить машины на возрастные группы. Ведь сравнивать машины 50-х и 70-х годов будет некорректно, не говоря уже про 80-е. Поэтому я разделил все модели на автомобили 40 и 50-х; 60-х; 70-х и 80-х годов выпуска. Пришлось сделать несколько допущений, ведь модель, например ГАЗ-69 (выпускался с 1953 по 1972-й годы) могла выпускать в нескольких периодах? Тогда я ее относил к самому продолжительному периоду ее выпуска на конвейере, опять же на примере ГАЗ-69, который 8 лет выпускался в 50-х, 10 в 60-х и 3 в 70-х и был отнесен к периоду 60-х.

ГАЗ-69А 1972 года выпуска (фото автора)
ГАЗ-69А 1972 года выпуска (фото автора)

Итак начнем с 40-х и 50-х:

Во-первых, как узнать, какое количество выпущенных во времена СССР легковушек сохранилось до нашего времени?-3

Как мы видим меньше всего осталось Москвичей-402, а если вы захотите себе его с родным нижнеклапанным двигателем, то можете даже и не мечтать найти его быстро и недорого. Но впрочем о ценах я подробно расскажу в другой статье. Так что если вас заинтересовала эта тема, подписывайтесь на канал чтобы не пропустить статью о ценах на советские автомобили сегодня.

Москвич-402, фото из открытых источников
Москвич-402, фото из открытых источников

А вот больше всего из автомобилей примерно 70-ти летней давности осталось престижных правительственных ЗИМов. Ну это понятно их еще в советское время начали ценить и беречь. Я помню как в гаражах в 70-х моему отцу показывали такой ЗИМ, который стоял в гараже скрытый в том числе и от посторонних глаз под тентом. Я очень удивился, смысл того для чего частная машина просто стоит в гараже мне мальчишке и пионеру был совершенно не понятен. Ведь если она памятник то ему место в музее на который все должны смотреть? А вот уже тогда оказывается зарождалось частное коллекционирование раритетных автомобилей.

ГАЗ-12 "ЗиМ", фото из открытых источников
ГАЗ-12 "ЗиМ", фото из открытых источников

Выскажу свою точку зрения, почему достаточно много осталось и продается 410-х Москвичей. Я, как и многие другие интересующиеся это темой видели, как недавно один такой автомобиль был продан за 1.3 миллиона рублей. Причем машина была не результатом хорошей реставрации в соответствии с заводской комплектацией, а просто хорошо отремонтированным авто по мотивам близким к оригиналу. И тем не менее она ушла достаточно быстро и за хорошие деньги. Ну а раз есть такой спрос, то будет и предложение.

Вот такой достаточно интересный вариант с Москвичем-410 продается "всего" за 300 тысяч рублей. Видно что машина повреждена (похоже заваливалась на бок), но большинство таких машин перевертывались в своей жизни из-за высокого центра тяжести
Вот такой достаточно интересный вариант с Москвичем-410 продается "всего" за 300 тысяч рублей. Видно что машина повреждена (похоже заваливалась на бок), но большинство таких машин перевертывались в своей жизни из-за высокого центра тяжести

Перейдем к советским легковым автомобилям 60-х годов.

Во-первых, как узнать, какое количество выпущенных во времена СССР легковушек сохранилось до нашего времени?-7

Правда удивительно, как мало осталось 408-х Москвичей? И это действительно удивляет, причем и профессиональных коллекционеров. Особенно ценятся 4-х фарные Москвичи-408Э, такие каким был Москвич «шефа» в фильме «Бриллиантовая рука». Мне же больше нравятся ранние двухфарные 408-е. У меня такого нет, но есть более поздний Москвич-408ИЭ, 1972 года выпуска. Очень приятный автомобиль, с передним диваном и переключением передач на руле.

Москвич-408ИЭ, 1972 года выпуска. Фото автора
Москвич-408ИЭ, 1972 года выпуска. Фото автора

Ну а больше всего предлагается в процентном отношении сохранившихся «Чаек» ГАЗ-13. Но цена у такого автомобиля, сохранившегося в хорошем состоянии или восстановленного очень серьезная. Таким же серьезным должен быть человек который сможет позволить себе иметь такую игрушку и это не про меня.

Ранняя "Чайка" ГАЗ-13, фото из открытых источников
Ранняя "Чайка" ГАЗ-13, фото из открытых источников

Продолжаем обзор уже с советскими машинами из-70-х.

Во-первых, как узнать, какое количество выпущенных во времена СССР легковушек сохранилось до нашего времени?-10

Первые два места по редкости у утилитарных развозных советских машин. Эти машины работали на износ в советских предприятиях, в частные руки не продавались и до наших дней из них дожили единицы, которые если и сохранились в нормальном состоянии, то давно уже осели в частных коллекциях.

Москвич-434, фото из открытых источников
Москвич-434, фото из открытых источников

А вот то что так мало осталось первых советских универсалов Москвич-426/427, продававшихся в частные руки немного странно. Но факт есть факт, эту модель сегодня в продаже найти не просто.

Так же странным, по крайней мере для меня, выглядит то что так много сохранилось и продается ранних ЛУАЗов-969А «Волынь». Я вот думаю, может их было выпущено больше чем 30 тысяч? Но такую информацию я нашел в интернете. Ранний ЛУАЗ интересная машина, я несколько раз задумывался о ее покупке. Но каждый раз что-то мешало это сделать, поэтому пока своими глазами шильдиков и документов на них не видел, чтобы самому составить мнение о том сколько их было все-таки выпущено.

ЛУАЗ-969А "Волынь", фото из открытых источников
ЛУАЗ-969А "Волынь", фото из открытых источников

Заканчивают сравнительный обзор советские автомобили 80-х

Во-первых, как узнать, какое количество выпущенных во времена СССР легковушек сохранилось до нашего времени?-13

В «лидерах» редкости у нас таже картина что и в 70-х на первом месте утилитарный ижевский «каблучок», а на втором Москвич-2137 универсал пришедший на смену Москвичу-427.

Москвич-2137, ранний - скорее всего начало 1977 года. Фото из открытых источников
Москвич-2137, ранний - скорее всего начало 1977 года. Фото из открытых источников

А вот ЛУАЗов из 80-х сохранилось и продается немало, как и их предшественников из 70-х. Похоже это действительно, какая-то «луазовская» специфика сохранности.

Целая "стая" ЛУАЗов-969М. Фото из открытых источников
Целая "стая" ЛУАЗов-969М. Фото из открытых источников

Ну и особняком стоит последняя «Чайка» ГАЗ-14. На каждые 50 произведенных более 30 лет назад автомобилей и сегодня можно найти один в продаже. Это показатель уровня современных автомобилей! А может деле не в том что их так много сохранилось, а просто они никому не нужны и все эти 20 сохранившихся «Чаек» и висят годами в продаже без движения?

"Чайка"-ГАЗ-14, точно где-то стоит. Интересно, а она продается? Фото из открытых источников
"Чайка"-ГАЗ-14, точно где-то стоит. Интересно, а она продается? Фото из открытых источников

Спасибо, что прочитали эту статью. Всегда рад ответить на ваши вопросы и комментарии.