По просьбе одного из обезьянят Хануман берет его в свой домик на крыше... то бишь на скалу, куда прежде никого не пускал. Там он открывает пацану свою страшную тайну: в его душе покоя нет, весь день он ждет кого-то, без сна встречает он рассвет... Искомый кто-то обрисован на скале узнаваемым силуэтом.
Хануман призывает своего наставника Бхагавана Сурью, чтобы тот прояснил вопрос с его странными снами. Сурья плетет возвышенные речи о дхарме и предназначении, не говоря никакой конкретики и оставляя ученика в прежней тоске по неведомому
Сита лепит фигурки на берегу реки, где ее находит Рама, встревожившийся, не потерялась ли она. Далее разговор с намеком на пророчество: "Станешь ли ты искать меня во тьме ночной?".
Вечером справили день рожденья Рамы, красиво, с цветами и светлячками, а куколки Ситы изображали семью.
Атри вводит братьев в курс дела по поводу нападений ракшасов, приходящих откуда-то с юга, и предлагает оставить Ситу в ашраме на время войны.
Рама не хочет оставлять Ситу, а она не хочет оставаться. Сита не согласна, чтобы ее считали слабой и расценивали как обузу. Идти решают вместе, втроем. Анасуйя на прощание дарит Сите облачение, которое никогда не пачкается (полезная вещь!) и книгу совершенно средневекового вида, и предупреждает остерегаться коварства ракшасов. Она намекает, что может случиться, что Сите придется рассчитывать лишь на себя, так как Рамы рядом не окажется.
Шатругхана в мрачном настроении, но Шрутакирти что-то придумала, чтобы всех развлечь. А именно -- навестить Бхарату в его хижине. У него, оказывается, тоже день рожденья, можно справить, представив, что Рама с ними.
После праздника Бхарата беседует с женой, каясь, что ничего хорошего ей дать не смог. Какой-то он вообще вечнокающийся в этой интерпретации. Мандави претензий к мужу не имеет, она решила тоже заняться делами благочестия и основать в Айодхье школу для девочек.
Рама с женой и братом тем временем направляется на юг. Там в непрерывных сражениях проходит десять лет.
Наконец они оседают в Панчавати, где по просьбе махариши Агастьи Рама намеревается заняться организацией пограничных застав и обучением отшельников самообороне. Лакшмана уже нашел место для жилья.
Хануман продолжает маяться перед своей скалой с рисунком. Наконец к нему является Сурья. Бог Солнца напоминает ученику о гурудакшине: Хануман обещал присматривать за его непутевым сыночком Сугривой, и забыл. Хануман, правда, в том беды не видит: Сугрива живет вольготно под защитой старшего брата Бали. Но Сурья не уверен, что это будет длиться вечно.
Хануману не нравится обитать в Кишкиндхе, где живет много диких обезьян, но учителю не откажешь. Тем более что Сурья прав: брат в это время гоняет Сугриву дубиной. Потому как ничего нельзя поручить паразиту! Поставили охранять сад с манго редчайшего сорта -- и что, ни одного плода не осталось. То ли воров прохлопал, то ли сам сожрал. Второе вероятней.
Спровадив Бали отдыхать ("Так гневаться вредно для здоровья!), Хануман выясняет, что подопечный и правда виноват. Нет, сам не ел! Эксклюзивными манго он прикармливал девицу. Уже почти прикормил!
Она дочь царя гандхарвов, и Сугрива влюблен. Хануман сильно сомневается, что царь будет рад отдать дочь за обезьяну, но обещает попробовать помочь.