Найти в Дзене
Бортовой журнал kua1102

Что такое тяжёлые условия эксплуатации автомобиля?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В цикле материалов, посвящённых сохранению ресурса автомобиля, я неоднократно упоминал, что озвученные в руководстве эксплуатации автомобиля межсервисные интервалы по замене моторного масла в 15 и даже 20 тысяч километров слишком огромны и их нужно сокращать, переходя на замену моторного масла по моточасам.

Однако, надо сказать, каждый автопроизводитель добавляет очень правильную фразу, которая звучит примерно так: «В случае тяжёлых условий эксплуатации автомобиля межсервисные сроки обслуживания автомобиля необходимо сократить». Поэтому в данной статье предлагаю обсудить именно этот вопрос. Что такое тяжёлые условия эксплуатации автомобиля?

Тяжелые условия эксплуатации автомобиля можно разделить на две категории, принципиально отличающиеся друг от друга. Существование первой категории всецело зависит от действий водителя, вторая же обуславливается набором внешних факторов. Начнём с первой категории.

Тяжёлые условия эксплуатации, создаваемые владельцем автомобиля

Надо признать, что это достаточно малочисленная категория. Здесь я бы упомянул всего три составляющие. Первая – это езда на высокой скорости (более 130-140 км/ч) на протяжении длительного времени. При таком режиме движения огромная нагрузка приходится на двигатель и коробку передач. Оптимальная кривая нагрузки на двигатель выглядит как парабола, вершина которой (наиболее бережная эксплуатация автомобиля) приходится на скоростной режим 80-90 км/ч.

Вторая – использование автомобиля для буксировки прицепа. Я не хочу сказать, что это абсолютно противопоказано, но всегда любопытно наблюдать на трассе LADA Granta, которая буксирует прицеп. Т.е. автомобиль по своим габаритам и мощности двигателя не очень предназначен для этого. Поэтому хотите избыточно нагрузить двигатель, коробку передач и тормозную систему – почаще возите прицеп.

А вот УАЗ Патриот в роли буксировщика смотрится более чем органично. Автор фотографии kua1102
А вот УАЗ Патриот в роли буксировщика смотрится более чем органично. Автор фотографии kua1102

И, наконец, третья – работа на собственном автомобиле в такси. Главный негативный фактор здесь, конечно, будет обсуждаться мной чуть позднее, но ведь сам владелец автомобиля принимает решение существенным образом увеличить пробеги своего автомобиля в самой неблагоприятной обстановке – в городском цикле эксплуатации. И здесь мы переходим ко второй категории условий, про которые говорят – это тяжелые условия эксплуатации автомобиля.

Тяжелые условия эксплуатации автомобиля, возникающие из-за внешних факторов

Здесь, конечно, Вы можете возразить и сказать, что никакие это не внешние факторы, а тоже зависят от действий водителя, но, боюсь, если от дома до работы, например, 10 километров, то не будете же Вы специально делать крюк, чтобы автомобиль проезжал чуть больший пробег?

В этом разделе я насчитал пять факторов. Самый главный из них – это короткие поездки. Возвращаясь к вышеприведённому примеру. Не открою секрет, если скажу, что все элементы автомобиля эффективным образом действуют тогда, когда будет достигнут некоторый рабочий режим – моторное и трансмиссионные масла прогреются до рабочих температур, разработается ходовая часть автомобиля и т.п. А теперь поговорим о пробеге в 10 километров. Если нет пробок, то это расстояние преодолевается за десяток, максимум 15, минут. А если зима, 30 градусов мороза? Мы завели автомобиль, проехали это расстояние, но за это время он у нас даже толком не прогрелся.

Второй фактор – это эксплуатация автомобиля в сильные морозы. От -30 и ниже. Ранее я уже объяснял, почему лично я не эксплуатирую автомобиль при сильных морозах, а пересаживаюсь на такси. Поэтому тезисно замечу – это ведёт к очень быстрому износу узлов и агрегатов автомобиля.

При понижении температуры моторное масло становится более вязким и теряет свою текучесть. Автор фотографии kua1102
При понижении температуры моторное масло становится более вязким и теряет свою текучесть. Автор фотографии kua1102

Третий фактор – продолжительная работа автомобиля на холостых оборотах. Это может быть следствием пробок на дорогах, либо принципиальное решение владельца автомобиля прогревать 20 и более минут автомобиль перед поездками. Как минимум это приводит к быстрому старению моторного масла и недостаточному охлаждению как двигателя, так и коробки передач (если речь идёт об автоматической коробке передач), если автомобиль стоит на месте (в пробке или на стоянке).

Четвёртый фактор – эксплуатация автомобиля на дорогах общего пользования, которые в зимний период подвергаются обработке противообледенительными химическими составами, а также езда летом по пыльным гравийным дорогам. Здесь, как мне кажется, тоже всё тривиально – из-за этого повышается риск преждевременной коррозии кузовных элементов автомобиля и преждевременный выход из строя фильтрующих элементов (салонного фильтра и фильтра двигателя).

И, наконец, пятый фактор – это эксплуатация автомобиля в горных районах. Здесь наблюдается повышенная нагрузка на двигатель, трансмиссию и тормозные системы.

P.S. Сначала я думал не включать этот фактор, но всё-таки решил упомянуть – использование владельцем автомобиля горюче-смазочных материалов, не предусмотренных заводом изготовителем. Например, если завод-изготовитель говорит о необходимости заливать бензин не ниже чем АИ-95, а владелец заправляется АИ-92. Или заливает в двигатель моторное масло, которое не имеет нужный допуск и т.п.

Другие мои статьи

О самых тривиальных шагах по продлению ресурса автомобиля

Правильная замена моторного масла и воздушного фильтра как эффективный способ продления ресурса двигателя

С уважением, Юрий (kua1102)

Авто
5,66 млн интересуются