Путешествуя в поезде дальнего следования, пассажиру важно выбрать в каком вагоне ехать. Одни любят открытость плацкарта, другие предпочитают купе или СВ. Составность пассажирского поезда интересней чем может казаться на первый взгляд. Пассажир может проехать в “штабе”, так и не заметив данного факта. Так зачем он нужен? Кто в нём едет? И как его узнать, этот штабной вагон?
Где находиться штабной вагон?
Всё начинается задолго до отправления поезда, в вагонном депо формируется состав согласно схеме формирования для определенного поезда. Примеры схем представлены ниже, на них можно увидеть номера вагонов и зашифрованные типы вагонов (К-купе, ПЛ-плацкарт, ВР-вагон ресторан, КР-вагон с купе радиосвязи, он же штабной вагон, СВ-спальный вагон).
Внимательный читатель уже заметил, что вагон-штаб всегда в середине состава, рядом с рестораном. Но почему именно так? Ответ лежит в сущности предназначения штабного вагона.
Предназначение штабного вагона
Штаб - это орган управления войсками (из словаря Ожегова). Но причем военные на железной дороге? Все дело в том, что раньше железная дорога была полувоенизированной структурой, оттуда название и перекочевало в обиход железнодорожников.
В “штабе” еду те, кто управляет или обеспечивает работу поездной бригады в пути следования поезда. А именно ЛНП - начальник поезда, ПЭМ - поездной электромеханик, зачастую там выделяют купе для сотрудников вагона ресторана или проезда сопровождения (полиции, ведомственной охраны) пассажирского поезда.
Также в штабном вагоне располагаются купе радиосвязи (это объясняет шифр на схеме формирования - КР), багажное купе, душевая кабина, а ещё купе для проезда инвалидов.
Что же прячется в купе радиосвязи?
Современное купе-радиосвязи это целый мини-офис. Там установлены различные системы спутниковой связи, поездной радиосвязи, система информирования пассажиров, через которую начальник поезда может делать объявления на весь состав, а в современных вагонах состоит система мониторинга пассажирского поезда, куда стекается вся техническая информация о состояние вагонов в состове.
Отличительные черты штабного вагона
Вагон-штаб - это обычный купейный вагон, но обычным он может показаться только на первый взгляд. В таких вагонах есть специальное купе для пассажиров с ограниченными возможностями, это делает планировку вагона отличной от планировки типового купейного вагона.
Изменения видны невооруженным взглядом, если присмотреться к ширине двери нерабочего тамбура, она будет шире, там установлен специальный подъемник для подъема инвалидных колясок. Внутри вагона коридор становиться шире к стороне нерабочего тамбура, что позволяет свободно передвигаться на инвалидной коляске.
Выдает “штаб” и антенна спутниковой связи на крыше вагона, такой нет у обычных вагонов.
А ещё, на доске с маршрутом следования можно встретить надпись “БАГАЖ”. Данная надпись свидетельствует о наличии багажного купе в вагоне.
Хитрости проезда в “штабе”
Начальство всегда рядом, а значит проводники относятся к своим обязанностям более серьезно. Все проверки в пассажирском поезде начинаются со штабного вагона, поэтом именно этот вагон, зачастую, соответствует всем требованиям и нормам, а ещё в штабе всегда мало пассажиров, ибо почти все купе отданы под нужды персонала.
ВНИМАНИЕ! Чтобы получать в ленту рекомендаций Я.ДЗЕН наши статьи, теперь нужно подписаться на наш канал: https://zen.yandex.ru/train_universe
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
- Хочешь знать ещё больше об устройстве ЖД?
- Тогда ставь лайк и подписывайся, мы обязательно расскажем!