Депутаты Европарламента проголосовали за полный запрет в ЕС продаж новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2035 года. Попытки отдельных депутатов и промышленных лоббистов ослабить условия перехода Европы на электромобили были отклонены.
Пересмотр законодательства о стандартах выбросов углекислого газа (CO2) для автомобилей и фургонов является важной частью европейской климатической программы Fit for 55. Принятая в 2021 году, она ставит целью сокращение выбросов CO2 в Евросоюзе к 2030 году не менее чем на 55 процентов по сравнению с уровнем 1990 года. К 2050 году уровень выбросов должен опуститься до нуля.
На автомобили в Европе приходится около 12 процентов выбросов парниковых газов, которые учёные обвиняют в изменении климата, поэтому переход на электромобили рассматривается в качестве одного из политкорректных решений, которое должны поддерживать все прогрессивные европейцы.
Решение евродепутатов было в целом предсказуемым, хотя у них и существовал другой выбор. Они могли поддержать согласованный с Еврокомиссией проект, согласно которому все новые автомобили, продаваемые с 2035 года, должны иметь нулевой уровень выбросов.
Однако на голосовании было представлено ещё и встречное предложение правоцентристской Европейской народной партии в виде сокращения автомобильных выбросов углекислого газа к 2035 году на 90 процентов без какой-либо чёткой даты окончания выпуска машин с двигателем внутреннего сгорания.
Этот план позволил бы продолжить продажу ограниченного количества традиционных автомобилей, но против него активно выступили группы зелёных, поддерживаемые лоббистами производителей электромобилей.
«Сопротивление предусмотренному к 2035 году сокращению выбросов просто несовместимо с климатической целью, которую мы поставили перед Европой, – заявил менеджер по экологически чистым транспортным средствам в брюссельской неправительственной организации Transport & Environment Алекс Кейнс. – Постепенный отказ от автомобилей и фургонов с двигателями внутреннего сгорания – это историческая возможность покончить с нашей зависимостью от нефти и защитить нас от деспотов и изменения климата».
Их противники говорят, что полный поэтапный отказ от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания загонит в тупик крупнейшую отрасль Европы, фактически обязав её выпускать электромобили.
«Давайте не будем класть все яйца в одну корзину, устанавливая новые правила для экологически чистых автомобилей, – убеждает главный противник стопроцентного сокращения выбросов транспортных средств, консервативный депутат Европарламента от Германии Йенс Гизеке. – Мы должны добиться сокращения выбросов, гарантируя, что экономика сможет справиться с социальным переходом».
Однако Гизеке также предупреждает о том, что прекращение продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания поставит под угрозу около 500 тыс. рабочих мест.
Вопрос о рабочих местах имеет решающее значение для автомобилестроительных стран Центральной Европы. Это побудило законодателей из Чехии и Румынии встать на сторону Гизеке. Поддерживает его и часть евродепутатов из французской делегации, которые опасаются потери рабочих мест в корпорации Renault Group.
Некоторые автопроизводители, в том числе Ford, Volvo и Volkswagen, публично поддержали план ЕС по прекращению продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году, а концерн Volkswagen AG даже сообщил, что намерен прекратить их выпуск к этой дате.
Автоэксперты указывают на то, что многие автопроизводители уже переходят к производству электромобилей и отказываются от двигателей внутреннего сгорания, поскольку сталкиваются с усилением конкуренции со стороны производителей электромобилей – например, Tesla.
Зелёные при этом пытаются доказать, что действия ЕС нацелены на промышленность, а не на граждан, поскольку водители смогут пользоваться своими старыми автомобилями столько, сколько захотят.
Однако в большинстве столиц Европы уже введены экологические зоны, въехать в которые могут только машины с определёнными стандартами выбросов. Въезд на такие территории всех остальных транспортных средств карается штрафами.
Одобрение закона, которого всё-таки удалось достичь в Европарламенте, не является финалом этой истории. Прошедшее голосование подтверждает позицию парламента в отношении предстоящих переговоров со странами Евросоюза. Прежде чем окончательное соглашение ЕС о более жёстких требованиях к выбросам автомобилей будет одобрено, его должны поддержать правительства стран – членов Союза. Не исключено, что они в ходе переговоров попробуют выторговать у Еврокомиссии какие-то преференции.
Обнуление выбросов автомобилей представляется далеко не самой главной частью климатической программы Еврокомиссии. Намного более важными её компонентами являются расширение действующей системы торговли квотами на выбросы CO2 (ETS) за счёт включения в неё новых отраслей и введение механизма трансграничного углеродного регулирования.
Большая часть сокращений выбросов CO₂ приходится на электростанции и заводы.
При этом система ETS устанавливает цену на выбросы и ежегодно снижает допустимый предел выбросов в этих секторах экономики. Еврокомиссия предложила снижать лимиты ещё более значительными темпами, однако пока даже Европарламент не поддержал это предложение.
Отложены решения и по трансграничному углеродному регулированию (ТУР), которое предусматривает взимание сборов с импортируемых Евросоюзом товаров в зависимости от их углеродного следа. В рамках первого трёхлетнего этапа реализации ТУР, который должен стартовать в 2023 году, сборами будет облагаться импорт стали, цемента, удобрений и алюминия. Фактически это будет означать введение налога на импорт, который позволит ЕС повысить цены на некоторые импортные товары, включая сталь и алюминий.
Читайте и смотрите нас: