Найти в Дзене

ОСТАТОЧНАЯ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ ВИЛОЧНОГО ПОГРУЗЧИКА

Оглавление
Остаточная грузоподъемность погрузчика
Остаточная грузоподъемность погрузчика

При выборе вилочного погрузчика важно учитывать его остаточную грузоподъёмность — способность погрузчика поднимать груз определённого веса на максимальную высоту при сохранении боковой и продольной устойчивости. Этот параметр неразрывно связан с центром тяжести (ЦТ) системы, включающей сам погрузчик и груз, который он транспортирует. Положение этого центра при использовании вилочного погрузчика постоянно меняется. На него влияют форма, габариты и масса транспортируемого груза, высота его подъёма, динамические нагрузки, которые появляются при разгоне, поворотах и торможении, наконец, качество поверхности, по которой движется вилочный погрузчик, и её уклон.

Существует такое понятие, как база устойчивости. Она представляет собой треугольник, вершины которого образуют средняя точка задней оси вилочного погрузчика и его передние колёса. Необходимо добиться того, чтобы ЦТ при всех изменениях его положения оставался внутри базы устойчивости. Если это условие не будет соблюдено, машина опрокинется вперёд (когда ЦТ сдвинется за переднюю ось) или вбок (когда ЦТ выйдет за периметр базы устойчивости влево или вправо).

Остаточная грузоподъёмность — не фиксированная величина. В каждом случае она определяется индивидуально — путём расчётов по формулам и проведения испытаний на стенде. Результаты определения остаточной грузоподъёмности техники GOODSENSE фиксируются в графиках и таблицах, они доступны для изучения в каталогах, также эти данные указываются на табличке, которая устанавливается на сам погрузчик.

РАСЧЁТ ОСТАТОЧНОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ

Для того, чтобы рассчитать остаточную грузоподъёмность вилочного погрузчика GOODSENSE или техники другой марки, используют формулы, включающие несколько значений. При расчёте учитываются:

  • номинальная грузоподъёмность машины;
  • расстояние между центром нагрузки и спинкой вил;
  • общий вес дополнительного навесного оборудования;
  • смещение центра нагрузки в результате установки дополнительного оборудования;
  • расстояние между линией передней части погрузчика и центром линии его передних колёс;
  • расстояние между верхней точкой навесного оборудования и кареткой вил.

При расчёте остаточной грузоподъёмности нужно помнить о том, что на опрокидывающий момент влияет расстояние между осью поворота машины и ЦТ. Противовес вилочного погрузчика должен обеспечивать сопротивление опрокидывающему моменту — в этом случае погрузчик не будет «клевать носом» при торможении, а погрузочно-разгрузочные работы будут безопасными.

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НАВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ОСТАТОЧНУЮ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ

При установке на вилочный погрузчик дополнительного оборудования его остаточная грузоподъёмность меняется. На неё влияют:

  • сайдшифт (каретка бокового смещения), предназначен для подстройки пары вил под карманы, имеющиеся в грузе и для позиционирования груза при разгрузке;
  • ротатор (устройство позволяющее вращать каретку на 360° вокруг продольной оси);
  • рулонные,киповые, многопаллетные захваты;
  • сталкиватели и сталкиватели-втаскиватели, предназначенные для работы с грузами на подложках;
  • удлинители вил, повышающие эффективность обработки паллетированных грузов;
  • пантографы, позволяющие перемещать товары в условиях ограниченной подвижности самого погрузчика;
  • другое оборудование.

Необходимо учитывать всё дополнительное оборудование, установленное на вилочный погрузчик, чтобы правильно рассчитать его остаточную грузоподъёмность — так вы обеспечите безопасность погрузочно-разгрузочных работ на складе.

ПРИМЕР РАСЧЁТА ОСТАТОЧНОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ

Одна из формул расчета выглядит так:

Qост = Qном * ((X + Cном) / (X + Cгр)), где:

Qост — значение остаточной грузоподъёмности;

Qном — значение номинальной грузоподъёмности;

X — так называемая постоянная момента груза. Это — длина отрезка между осью ведущего моста машины и спинкой вил. Значение X указано в технических документах на погрузчик;

Cном — номинальное расстояние между центром нагрузки и спинкой вил. В данном случае речь идёт о центре нагрузки вилочного погрузчика (более подробно можно прочитать здесь);

Cгр — фактическое расстояние между центром нагрузки и спинкой вил.

Предположим, мы используем вилочный погрузчик GOODSENSE FD30. Его номинальная грузоподъёмность Qном — 3000 кг, значение постоянной момента груза Х — 490 мм, значение номинального расстояния между ЦТ и спинкой вил Cном — 500 мм. Примем, что фактическое удаление ЦТ (значение Cгр) будет составлять 600 мм. Подставим числа в формулу, приведённую выше:

Qост = 3000 * ((475 + 500) / (475 + 600))

В результате вычислений мы получим значение остаточной грузоподъёмности для заданных условий, составляющее 2720,93 кг.

Следует обратить внимание и на тот факт, что при подъеме груза свыше 3 м остаточная грузоподъемность также снижается.

Понимание термина остаточной грузоподъемности важно не только на этапе эксплуатации вилочного погрузчика, но и при его выборе. Так, например, груз весом 3,0 т невозможно обрабатывать погрузчиком с номинальной г/п 3,0 т если на нем установлен ротатор или другое навесное оборудование.

Для правильного выбора погрузчика необходимо учесть всё дополнительное оборудование, его размеры (на сколько из-за них сместится центр тяжести груза) и на какую высоту будет подниматься груз. Простой расчёт покажет, какую грузоподъемность следует рассматривать для покупки.