Завод ЗиЛ стал действительно народным предприятие. Он один из самых крупных в СССР и имеет богатую историю. Из ворот сборочных цехов вышло много машин, которые трудились по всему Союзу. Однако не всем удалось добраться до серийной сборки. Многие проекты были разработаны и даже собраны в макете, но так и остались таковыми.
В обзоре собраны модели проектов, которые не пошли дальше макетных образцов.
ЗИЛ Э169А
Создание данного автомобиля было начато в рамках решения о замене грузовика ЗИЛ-130. Новинка предполагалась быть бескапотной. Узлы решено было оставить стандартными, а конструктивные особенности изменились. В итоге увеличился обзор, выросла маневренность, а также уменьшились размеры. Собрали модель для проведения тестирований, однако руководство свернуло проект, посчитав, что выпускать две модели нерентабельно. Несколько позже был создан ЗИЛ-170, из которого в последствии родился КамАЗ.
ЗИЛ-132С
Данная модель создавалась как высокопроходимая. Стоит сделать упор на шины, которые были выполнены высокоэластичными и сильно отличались от стандартных. На машину смонтировали задний поворотный мост, работающий на пневмоприводе, и способный отклоняться в разные положения. Каждый так называемый каток получился 1 метр в ширину и высоту. В итоге грузовая машина вышла крайне тяжелой, а управлять ей было практически невозможно. Дальнейшее развитие данного направления было прекращено.
ЗИЛ-159
На момент создания данной модели автобуса, в серии был 158-ой ЗИЛ, но он многим казался устаревшим, и его решили обновить. У шоферов и обслуживающего персонала накопилось много претензии к автобусу и пожеланий, и все они были реализованы в новом проекте. Скорректировали механическую часть автобуса, а также конструктивные особенности салона. Получившийся автобус стал комфортным, и управлять им стало проще. До серийной сборки эта удачная машина не дошла из-за бюрократии в правящих кабинетах. Готовую машину вместе с технической документацией передали на производство в ЛиАЗ.
ЗИС-Э134
Модель представляла собой тягач на четырех осях, а его производство на заводе заказали военные. В итоге получились три машины с тремя компоновками кузова. Привод тягача сделали на все восемь колес, что значительно улучшило его проходимость. Колеса обули в резину, и машина не наносила вреда асфальтному покрытию дорог. Он подавал большие надежды, им всерьез интересовалось много ведомств, однако на серийный конвейер тягач так и не встал. В итоге дальнейшую разработку и сборку модели остановили, а тягач так и остался в единственном экземпляре.
ЗИЛ-111
ЗИЛ “три единицы” начали строить, как только правящим кругам понадобилось обновить автопарк своих лимузинов. Проектировали его на основе 110-того. Был открыт конкурс на лучшее дизайнерское решение для новой представительской машины. Классический вариант представил Валентин Ростков, однако его вариант машины признали не интересным. Он создал лимузин, который так и остался единичным вариантом, после чего раздосадованный он покинул предприятие навсегда.
ЗИЛ-129Б
За основу была взята модель 127, представляющая собой автобус для города. Разработчики решили создать городской автобус люкс-класса. Не многим выпала честь прокатиться на готовом прототипе, однако он им очень понравился. Дальше провели ряд конструктивных тестирований, а автобус признали непригодным для городских поездок. Список нареканий по конструкции и техники автобуса был огромен. В итоге решили не развивать дальше эту модель. Проект комфортного автобуса закрыли.
ЗИЛ-135П “Дельфин”
Очередной заказ армии, которым была нужна амфибия, для создания понтонных мостов. После создания, было решено, что получился автомобиль для спасательных команд, и в нем были свои преимущества. Сильной стороной машины был кузов. В его конструкции применили стеклопластик, а внутреннее наполнение сделали из пенопласта. Легкая машина смогла развить большую скорость не только на воде, но и на суше. Пока машину разрабатывали, военные потеряли интерес к ней, хотя модель получилась очень перспективной. Опытный образец так и остался пылиться в цехах. Проект был закрыт.
ЗИЛ-4305
Интересна история этой модели. Как такового, проекта и не было, машину клепали из того, что было в наличии. Она делалась в качестве машины снабжения, чтобы подвозить горючее машинам, которые находились на испытаниях. Взяли прочную и надежную правительственную платформу и посадили на нее грузовой кузов. В итоге получилась быстроходная машина, развивающая большую скорость на дороге. Он не предполагался для серийного производства. Машину делали для внутризаводских нужд. Несколько раз это творение дорабатывалось, после чего его оставили в покое.
ЗИЛ-130Г
Данная модель представляла собой попытку обновить дизайн. Смоделировали стеклопластиковую кабину и включили некоторые другие изменения. В серию грузовик не пошел, так как на его сборку ушло бы слишком много времени из-за его кабины.
Также были попытки разработать машину для местности, где дорог нет вообще. Тогда и появился ЗИЛ-Э167.