Найти тему
История и культура Евразии

Как непригодный для советских дорог Fiat стал универсальными ВАЗ-2101 "Жигули"

Оглавление

В 1961 году в СССР прошла денежная реформа - старые деньги поменяли на новые. Обмен повысил цены на товары, так как рубль подешевел. Люди перестали что-либо покупать и по привычке перешли на натуральный обмен. В результате 60 миллиардов рублей осело в "кубышках", не используясь в торговле.

10 рублей образца 1947 года подлежали обмену на 1 рубль образца 1961 года
10 рублей образца 1947 года подлежали обмену на 1 рубль образца 1961 года

Чтобы высвободить деньги из мещанских рук решили выпускать легковые автомобили. Это по мнению советских экономистов распечатало "кубышки".

В Италию поехал первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Он хотел посмотреть на работу автомобильной компании Fiat.

При Хрущёве договор с итальянцами не подписывали. С приходом к власти Леонида Ильича Брежнева дело сдвинулось. В 1965 году в СССР привезли несколько автомобилей Fiat. Советские специалисты дали вердикт - Не пригоден для советских дорог.

Особенно не выдерживала подвеска. Она не вытерпела и 5000 километров по советским дорогам. Это с учетом того, что её гоняли по центральным трассам. Если где-то в глубинке, она бы и тысячи не проехала.
Fiat 1500
Fiat 1500

Итальянцы не стали огорчаться и взялись за переоборудование автомобиля под советские реалии. В Италии бушевал экономический кризис, компания Fiat нуждалась в заказах.

  • 16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года» - Википедия
Fiat 124
Fiat 124

Уже через четыре года из ворот Волжского автомобильного завода в Тольятти выехала первая "копейка". Так в народе назвали модель ВАЗ-2101.

Милицейский ВАЗ-2101 с гербом СССР на выставке в Тарту, июль 2014 года
Милицейский ВАЗ-2101 с гербом СССР на выставке в Тарту, июль 2014 года

"Копейка" стала удачным вариантом, который превосходил свой прототип. Вездеход, имел откидные сидения, печку. "Копейку" использовали как гоночный автомобиль. Причем гоночный вариант покупали за рубежом. "Копейка" гарантированно преодолевала 100 тысяч километров советских дорог.

ВАЗ-2101 и их экипажи после финиша «Тур Европы-1971»
ВАЗ-2101 и их экипажи после финиша «Тур Европы-1971»

"Копейка" была массовым автомобилем и на ВАЗе выпускали его по три автомобиля каждую минуту. ВАЗ-2101 наводнили всю Европу, где европейцы с удовольствием покупали дешевый и практичный автомобиль.

Удлинённое кубинское такси ВАЗ-2101
Удлинённое кубинское такси ВАЗ-2101

Статьи канала "История и культура Евразии" за декабрь 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы

Авто
5,66 млн интересуются