Найти тему
215,5K подписчиков

Новейшие автоприблуды против здравого смысла. В современных машинах слишком много ненужной электроники.

12K прочитали

Когда я учился в школе, то часто задавал учителям вопрос: «где мне это пригодится?» Теперь я вырос и эти же вопросы задают мне другие дети. «Где я буду складывать дроби?», «Зачем мне знать, как работает двигатель внутреннего сгорания?», «Где в жизни мне пригодится умение отличать иван-чай от анютиных глазок?»

Электронный прогресс

Обычно я отвечаю: «Нигде». Я убежден, что математика, физика и другие науки, а также музыка, живопись, писательство и даже кулинария — это не истина в первой инстанции, это всего лишь попытка человечества понять мир и его устройство.

Когда я учился в школе, то часто задавал учителям вопрос: «где мне это пригодится?» Теперь я вырос и эти же вопросы задают мне другие дети. «Где я буду складывать дроби?

Все эти логарифмы и дискриминанты не пригодятся в жизни современного человека, но это нужно для того, чтобы не разучиться думать, решать, понимать и находить решения.

Когда я учился в школе, у нас не было предмета «каллиграфия», поэтому я не умею писать готическим и старославянским шрифтом. Сегодняшние дети не знают, что такое промокашка и вообще очень коряво пишут от руки, но зато они отродясь инстинктивно понимают, как пользоваться планшетом и смартфоном. Они мигом разбираются в меню телевизора и подключаются к Wi-Fi. У моих родителей на это уходят месяцы.

Как бы то ни было, я веду к тому, что моим детям уже не обязательно знать, что такое магнитная лента и паровой двигатель, потому что они этим не пользуются. Им важно знать всё про биты и микропроцессоры.

Наши прадеды учили латынь, родители — немецкий, мы — английский, а сегодня надо учить Java и C++, если вы понимаете о чём я. Всё это прекрасно, я за прогресс, каким бы электронным он ни был. Но прогресс только ради прогресса мне кажется не слишком крутой штукой.

И тут я должен перейти к разговору о машинах, потому что у меня начинает складываться впечатление, что все немного усложняется. Электроника начинает не упрощать, а усложнять нашу жизнь.

Ненужные сложности

Взять, например, клаксон. Крутая штука: нажал на резиновую грушу — из рожка раздался громкий звук. Но пришел прогресс и на смену элементарнейшему прибору, работавшему без электричества, пришел электромагнит, мембрана, прерыватель, токосъемники, провода, кнопки.

Та же история с древним реле-прерывателем поворотников. Нихромовая ниточка, резистор и электромагнит. Ниточка нагревалась и остывала, цепь замыкалась и размыкалась, лампочка включалась и выключалась. Куда уж проще? К тому же всё это хозяйство щелкало, и водитель понимал: включен поворотник или выключен.

Но недавним подросткам это не понравилось, они решили, что электроника круче, добавили транзисторов и сделали всё бесконтактным. Сделали и сделали. Шут с ними. Но из-за того, что все стало бесконтактным, пропал характерный звук. Пришлось делать ещё одну электронную приблуду — пищалку, чтобы водитель не забывал выключать мигалки.

Ради чего, спрашивается, огород городили?

Дальше больше. Светодиоды. Они экономичнее и долговечнее (по крайней мере, в теории), но блокам управления фарами в дорогих иномарках теперь нужно охлаждение. Другая проблема — сами светодиоды почти не выделяют тепло, поэтому зимой в снегопад на фарах и задних фонарях образуется корка льда из снега, которая не тает, и машина становится невидимкой — нужен дополнительный подогрев стекла фары. С обычными лампочками накаливания такого не было.

Ручник. Чем не угодил тросиковый привод на задние колеса?

У вас могут отказать тормоза, но с помощью ручника по-прежнему можно будет остановиться. Можно было дернуть ручник, чтобы вызвать занос или развернуться на месте. С электронным эти фокусы не пройдут.

Дошло до того, что подвеску теперь настраивают не инженеры, а программисты. Есть машины, в которых нет механической связи между рулём и колёсами (привет, Infiniti Q50).

Жизнь, подвешенная за провода

Не хочу показаться старпером, но по-моему это уже перебор. Я не хочу, чтобы моя жизнь в повороте зависела от проводов. Провода, как и электроника в целом, не очень-то надежная вещь, как показывает практика. Провода могут сгнить, их может закоротить, их могут сгрызть крысы.

Электронные панели, виртуальные приборные доски — это выглядит круто и по-современному, но через некоторое время — хочется на это надеяться — люди поймут, что механика, которая работает без магии электричества, круче и надежнее.

Видите ли, в чем дело: мне достались по наследству часы моего прапрадеда. И они ходят, хотя в них нет аккумулятора. А у моей жены есть музыкальная шкатулка, в которой никогда не меняли батарейки, потому что их там нет. Но я не уверен, что iWatch доживут до моих праправнуков, а музыкальная игрушка моей дочери не заглючит завтра из-за перегоревшей платы, которую нельзя починить.

А ещё печальнее, что, должно быть, если часы прапрадеда все-таки сломаются, через 50 лет их некому будет починить, потому что механика будет забыта так же, как сегодня забыта латынь.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков