Красив, но излучает холод, как положено большому госучреждению. Дом, связанный с Булгаковым и Луначарским, Крупской и Кропоткиным, Мусиными-Пушкинами и Дантесом, неоднократно менял кожу, делался неузнаваемым. Там, где сереют две мемориальные доски, сверкал когда-то графский портик…
Чистопрудный бульвар, №6/19.
Акушеры
Все начиналось с докторской усадьбы. Каменный дом в два этажа, легший в основу всех последующих, стали возводить в 1793 году на красной линии проезда, который появился тут на месте стен Белого города. Строили особняк для двух супругов-акушеров, Ивана и Элеоноры Крейзелей. Пятнадцать лет спустя вдова продаст его коллеге Вильгельму Рихтеру. Лейб-медик и профессор славился как лучший акушер Москвы, лечил и богатых, и бедных. Он написал первую «Историю медицины в России».
После Наполеонова пожара (пощадившего квартал) усадьбу продают графу Мусину-Пушкину. В те времена на Чистых прудах разбили бульвар, а графский дом стал таким великолепным, что современники звали его дворцом.
Мусины
Дальняя-дальняя родня Александра Сергеевича, Мусины-Пушкины – это означало «знатность». Как сказал поэт,
«Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец…»
Старый граф Алексей Семенович был когда-то послом в Англии. С его подачи, через фирму Джеймса Кристи, Екатерина II приобрела огромную коллекцию лорда Уолпола – картины Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, Пуссена стали жемчужинами Эрмитажа. А еще граф Алексей был тамплиером… нет, это не шутка, так называют себя некоторые масоны.
Его наследница-вдова, Елизавета Мусина-Пушкина – это двоюродная бабушка Дантеса. Она-то и ввела «великосветского шкоду» в петербургское общество. Ее приемным сыном и наследником стал племянник мужа – Иван Мусин-Пушкин, который в день Бородина командовал полком. Сын его был кузеном князя-анархиста Петра Кропоткина.
Именно тут, на Чистопрудном бульваре, юный князь Кропоткин заразился революционными идеями: семья была консервативная, но альманах «Полярная звезда» с профилями декабристов водился и у Мусиных-Пушкиных. Глядя на увлечение Кропоткина, хозяйка усадьбы покачивала головой:
«Смотри, Петя, тебя так же повесят когда-нибудь, как и их!»
Железная дорога
Времена менялись. В 1891 году древний дворец приобрело Общество Курско-Киевской железной дороги, за четверть века до того основанное знаменитыми предпринимателями Павлом фон Дервизом и Карлом фон Мекком. Вдова последнего прославилась как меценатка и покровительствовала Чайковскому.
В 1890-х железнодорожники вновь капитально перестроили дом, который стал теперь трехэтажным (архитекторы Дмитрий Чичагов и Сергей Соколов). Общество занимало это здание вплоть до национализации.
Луначарский и Крупская
С 1925 года здесь дислоцировался наркомат просвещения во главе с Анатолием Луначарским – белой вороной в советском правительстве. Когда в 17-м году пришло известие, что большевики лупят из пушек по Кремлю, новоиспеченный нарком запсиховал и чуть не подал в отставку. Он был романтиком (чего стоит одна фамилия!) и шутником.
Рассказывали, что, прочтя блоковскую поэму «Двенадцать», Анатолий Васильевич предложил заменить последнюю строку, которая не очень хорошо вязалась с красным атеизмом, чтобы вышло так:
«В белом венчике из роз –
Луначарский-наркомпрос».
Напротив, Крупская, которая работала тут заместителем наркома, была на редкость твердолоба и прямолинейна и питала убеждение, что просвещать – значит запрещать. Особенно страдали дети. На какой-то момент в индекс запрещенных книг попал даже «Аленький цветочек».
Таким же горе-просветителем был и нарком, сменивший Луначарского в 1929 году, Андрей Бубнов (в то время говорили: «Сталин пошел с бубен»). Восемь лет спустя Бубнова сняли и арестовали. Естественно, он сделался агентом сразу нескольких разведок.
Заместителем наркома был и печально известный историк Михаил Покровский, которого еще при Сталине стали клеймить как вульгаризатора марксизма.
Все эти личности работали в доме на Чистопрудном бульваре: наркомат тут находился до 1939 года.
Акустическая комиссия
В системе Наркомпроса было множество бюрократических учреждений, одно из них было придумано бывавшим в этом здании Булгаковым.
– Аркадий Аполлонович вчера вечером был на заседании акустической комиссии, – очень надменно заявила супруга Аркадия Аполлоновича, – но я не понимаю, какое отношение это имеет к магии.
– Уи, мадам! – подтвердил Фагот, – натурально, вы не понимаете. Насчет же заседания вы в полном заблуждении. Выехав на упомянутое заседание, каковое, к слову говоря, и назначено-то вчера не было, Аркадий Аполлонович отпустил своего шофера у здания акустической комиссии на Чистых прудах (весь театр затих), а сам на автобусе поехал на Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного районного театра Милице Андреевне Покобатько и провел у нее в гостях около четырех часов.
Современность
С тех пор бюрократические учреждения не покидали старого особняка Мусиных-Пушкиных. Сейчас в нем «прописан» центральный аппарат Росреестра.
В начале XXI века здесь прошла реконструкция, и всю «начинку» дома заменили. К счастью, остались неприкосновенными его фасады.
Читайте также:
Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!
#москва #история #литература #булгаков #мастер и маргарита #чистые пруды #старые дома #история москвы #достопримечательности #интересные факты