Найти в Дзене

Как выглядит табличка XIX века с московским адресом? Показываю!

Попав в Москву времен Островского и Достоевского, мы бы увидели на воротах домов – адреса. Впрочем, нам было бы довольно сложно разобраться в них. Показываю один из этих чудом сохраненных раритетов: Давайте для понятности транслитерируем: РОГЧ2УЧ№537. Особняк купца Степанова в районе Таганки стоит с 1834 года, а с 1860-х или 70-х годов на одном из пилонов ворот висит этот замысловатый шифр. Рядом имеется и простой современный адрес: Ныне это дом 6 по улице Солженицына. Теперь давайте расшифруем стопятидесятилетнюю табличку! Она куда проще, чем кажется на первый взгляд. Расставим точки и пробелы: Рог. ч., 2 уч., №537. В полном виде адрес звучал так: «Рогожская полицейская часть, 2-й участок, домовладение №537». Москва была разбита на двадцать полицейских частей, а в каждой полицейской части находилось несколько сотен домовладений со сквозной нумерацией, так повелось со времен Екатерины II. Уточнение «2-й участок» ввели для удобства почтальонов (в принципе, дом можно было бы отыскать и б

Попав в Москву времен Островского и Достоевского, мы бы увидели на воротах домов – адреса. Впрочем, нам было бы довольно сложно разобраться в них. Показываю один из этих чудом сохраненных раритетов:

Табличка XIX века с номером дома. Фотография автора
Табличка XIX века с номером дома. Фотография автора

Давайте для понятности транслитерируем:

РОГЧ2УЧ№537.

Особняк купца Степанова в районе Таганки стоит с 1834 года, а с 1860-х или 70-х годов на одном из пилонов ворот висит этот замысловатый шифр. Рядом имеется и простой современный адрес:

Современная табличка, фотография автора
Современная табличка, фотография автора

Ныне это дом 6 по улице Солженицына. Теперь давайте расшифруем стопятидесятилетнюю табличку! Она куда проще, чем кажется на первый взгляд. Расставим точки и пробелы:

Рог. ч., 2 уч., №537.

В полном виде адрес звучал так:

«Рогожская полицейская часть, 2-й участок, домовладение №537».

Москва была разбита на двадцать полицейских частей, а в каждой полицейской части находилось несколько сотен домовладений со сквозной нумерацией, так повелось со времен Екатерины II. Уточнение «2-й участок» ввели для удобства почтальонов (в принципе, дом можно было бы отыскать и без участка).

Названия улиц на адресах не писали. Человек «с толстой сумкой на ремне» должен был сам знать, какие номера на каких улицах искать. Так что, наверное, почтовая служба была непроста.

Улица Солженицына 6, Яндекс-панорама (пока не делал собственных снимков этого дома)
Улица Солженицына 6, Яндекс-панорама (пока не делал собственных снимков этого дома)

Обычным людям эти таблички не были нужны, и вместо номеров домов они использовали имена домохозяев. Так что в быту этот адрес (в середине XIX века) звучал таким образом:

«Рогожская часть, Большая Алексеевская улица, дом Степанова»

Имена хозяев не были написаны на зданиях, и где искать дома, спрашивали у прохожих. Местные жители прекрасно знали, где здесь дом Степанова. Так что в быту дома носили собственные имена.

Была еще одна, более древняя «сетка» московских адресов: по приходам. Вплоть до начала XIX века главным было не название улицы, а название церкви, к которой относится двор. Двести с лишним лет назад говорили:

«Дом Уварова у Спаса на Глинищах»

Сто пятьдесят лет назад:

«Дом Человеколюбивого общества в Большом Спасоглинищевском переулке».

Теперь:

«Большой Спасоглинищевский пер. №4».

Дом Уварова / Императорского человеколюбивого общества в Большом Спасоглинищевском. Фотография автора
Дом Уварова / Императорского человеколюбивого общества в Большом Спасоглинищевском. Фотография автора

Кстати, когда появилась в Москве нам привычная система номеров? Номера, близкие к современным, введены в Первопрестольной императорским указом от 5 мая 1881 года. Как гласит документ следующего года,

«…в Москве совершенно не имелось на домах правильной нумерации, какая учреждена во всех больших городах, так, например, если взять Тверскую улицу… то вот какие на домах этой улицы имеются нумера: левая сторона вместо № 1-го имеет №№ 225 и 304 … правая сторона вместо № 2-го имеет №№ 342 и 323».

Теперь же:

«проставлены на каждой улице нумера на домах с делением на правую – четную и левую – нечетную стороны улицы … (новые нумера уже изготовлены для всего города и розданы по домам)».

Итак, Москва взяла пример с Петербурга. А Петербург – с Парижа, где нам привычная система уличных номеров (четные справа, нечетные слева) и родилась, в 1780-х.

В Москве, как мы сказали, современные адреса появились в 1881-82 годах. Но – не совсем современные!

Первое: номера с той поры все-таки менялись. В конце XIX века у Садового кольца и Камер-коллежского вала была сквозная нумерация: так, на Садовом кольце имелся дом №588, а на Камер-коллежском валу – №508.

Второе: старые номера участков никуда не исчезли, дополнительную нумерацию фиксируют некоторые карты.

Фрагмент плана Москвы 1903 года с домовладением "Большая Алексеевская 6"
Фрагмент плана Москвы 1903 года с домовладением "Большая Алексеевская 6"

Третье: в адресах перед номером улицы или переулка надо было обязательно писать номер полицейской части (дореволюционные московские «районы»). Почему? Да потому что в разных полицейских частях встречались магистрали с одинаковыми названиями: до 1922 года в городе было несколько Успенских или Космодамианских переулков.

Четвертое: в быту здания еще долго продолжали называть именами владельцев. Даже в середине XX века старые москвичи помнили, кому и что раньше принадлежало.

Читайте также:

Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!

#история #москва #история москвы #адреса #старые адреса #старые дома #xix век #краеведение #интересные факты