Найти в Дзене

Дворы Покровки: уникальный дом с галерейками

Оглавление

В Красную книгу Москвы надо вписать исчезающий вид зданий – с галереями. В народе говорили: «с галдарейками». Их остается только три, и все в одном районе: дома Бунина и Ярошенко на Хитровке и дом Сиротинина на Покровке (№4, о котором мы сейчас расскажем).

В прошлом это был распространенный тип небогатого доходного дома. Их и сейчас немало в южных городах, в Москве же галерейки почти полностью исчезли… все-таки климат не тот.

Теперь давайте поглядим, на что они похожи! Проще показать, чем описать:

«Галдарейки» на Покровке, фотография автора
«Галдарейки» на Покровке, фотография автора
Дом с галареями, Покровка №4, фотография автора
Дом с галареями, Покровка №4, фотография автора

Кстати, лишь здесь остались многоярусные галереи. В зданиях на Хитровке они не так велики.

Уличный фасад дома-раритета выглядит ординарно. Пока не пройдешь в арку, ничего не заподозришь:

Покровка №4 (центральная и правая часть), фасад. Фотография автора
Покровка №4 (центральная и правая часть), фасад. Фотография автора

Барин и шут в одном лице: князь Долгоруков

Дом протяженностью 120 метров строился не сразу. Левая часть – двухэтажная, в стиле ампир – начинается с небольшого фронтона. Ее построили в пушкинские времена для князя Михаила Долгорукова – титулованного хулигана. Как писал знавший его Герцен, то был

«барин и шут вместе».

Конечно, Михаил Михайлович не жил тут, а сдавал помещения внаем. Неподалеку, во дворе стоит его наследственный дворец – великолепный дом в стиле барокко (Колпачный переулок №6с2). Однако князь жил, залезал в долги, проказничал – в столичном Петербурге. Все это продолжалось до 1831 года, когда у царя лопнуло терпение и Долгорукова услали в Вятку. Что же он творил?

Дом Долгоруковых, Колпачный переулок №6с2. Фотография автора
Дом Долгоруковых, Колпачный переулок №6с2. Фотография автора

Князь бил свою прислугу. Телесные наказания, конечно, были разрешены, но их поставили под полицейский контроль. То есть при Николае I крепостных не позволялось сечь самостоятельно: следовало отослать слугу в участок, чтоб его высекли там. В «глубинке» это правило могли не соблюдать, но Петербург – другое дело, да и нравы со времен Салтычихи изменились. И после неоднократных жалоб царь отправил князя в Вятку.

Покровка №4. Левая, долгоруковская часть здания. Выглядит визуально как отдельный дом. Фотография автора
Покровка №4. Левая, долгоруковская часть здания. Выглядит визуально как отдельный дом. Фотография автора

В дороге Михаил Михайлович озлобился и по приезде в первый день избил до крови дворовую и «надорвал» ухо мальчику, после чего из Вятки удалили княжескую прислугу. Однако Долгоруков продолжал «проказничать» и был отправлен в Пермь, а из Перми – в Верхотурье. Прощаясь, князь собрал и вкусно накормил чиновников Перми, не ожидающих подвоха. А после сытного обеда показал то, что осталось от собаки, из которой был приготовлен пирог.

Внучкой «проказника» была княгиня Екатерина Юрьевская – морганатическая жена Александра II.

Княгиня Юрьевская
Княгиня Юрьевская

Галерейки Сиротинина

Домовладенье вскоре перешло в купеческие руки. В 1850-х и 60-х купец Василий Сиротинин выстроил правое трехэтажное крыло – именно тут и сохранились «галдарейки».

Покровка №4, фасад. Выделено правое крыло, у которого сохранились галереи. Фотография автора
Покровка №4, фасад. Выделено правое крыло, у которого сохранились галереи. Фотография автора

Правда, до революции они выглядели не так, как теперь. Посмотрим на старую фотографию!

Во-первых, исторические галереи были арочными, во-вторых – закрытыми и остекленными:

Дом с галереями, дореволюционная фотография
Дом с галереями, дореволюционная фотография

У старой части дома галереи тоже были, но они до нас не дошли. Центральную часть здания купец надстроил, здесь над двумя долгоруковскими этажами появился третий, а над ним – мезонин.

Центральная часть дома. Фотография автора
Центральная часть дома. Фотография автора

Конечно, Сиротинин был слишком состоятелен, чтобы поселиться здесь, в одной из галерей. Потомственный почетный гражданин продавал в Верхних торговых рядах золотые и серебряные изделия. Три его сына и три дочери, владевшие домом №4 вплоть до революции, жили в тихих переулках, в собственных особняках.

А что же было – тут?

Анатомия галерейного дома

  • Мастерская и магазин корсетов «Сан-Риваль»;
  • магазин музыкальных инструментов Головина;
  • переплетная мастерская Мартинсона;
  • писчебумажный магазин «Воспитание»;
  • шляпная мастерская и магазин Кетхудовой;
  • магазин готового платья Лисянского;
  • чайная лавка Савина;
  • цветочная торговля Доможилова;
  • мясная лавка Буренковой;
  • магазин фартуков Шеффель;
  • пивная Амеличева;
  • магазин часов Рейхардта;
  • мастерская ящиков;
  • яичное заведение;
  • плотницкая мастерская;
  • сапожная мастерская и обувной магазин Привезенцева.

Эти бесчисленные лавочки и мастерские в 1914 году заполоняли первый и значительную часть второго этажа.

Над лавками селились горожане среднего достатка. Четырехкомнатную квартиру занимал Тимофей Привезенцев – хозяин сапожной мастерской. Рядом снимала жилье «дамская рукодельница» Елизавета Бекман. В другом крыле обословались портной Мурзиков, «магистр ветеринарных наук» Евгений Арндт и телеграфский служащий коллежский регистратор Василий Попков. Потомки этого Попкова будут жить в доме с галерейками до 1970-х.

Галереи. Фотография автора
Галереи. Фотография автора

Еще одну квартиру занимал какой-то обедневший польский граф. В 1923 году он эмигрировал и продал свою жилплощадь за четыре золотых царских червонца (хотя такие сделки, с точки зрения новой власти, были незаконны). Потомки покупателей живут в этой квартире до сих пор.

Позднейшая история

Большие изменения произошли в середине XX века. В это время разобрали внешнюю стену галерей, и они стали открытыми. Красивые арки, на которых держалась конструкция, заменили простыми столбами. А 1961 году провели капитальный ремонт: деревянные перекрытия заменили на железобетонные. Некоторые семьи после отселения ухитрились вернуться в свои старые квартиры.

Двери здесь были распахнуты настежь, все всех знали, длинные галереи, по которым гоняли на велосипедах маленькие дети, казались продолжением квартир. Ребята постарше, из соседней школы в Колпачном переулке, любили среди этих лестниц играть в войну.

На первом этаже был винный магазин, где на бутылки клеили этикетки с этим домом, а в крошечной пристройке со двора (№4с2) – типография, печатавшая детские книжки с картинками. Бракованные иллюстрации дарили соседям, и такие подарки ценились.

Самострой (выделено красным). Фотография автора
Самострой (выделено красным). Фотография автора

В «лихие 90-е» дом окривел. Один жилец, испорченный квартирным вопросом, провел захватизацию одной из галереек и оградил ее кусок кирпичной стеной. Однако галерея стала рушиться под весом этой стенки, и тогда отважный квартировладелец поставил снизу железную балку. Так что теперь дом со двора несимметричен.

Читайте также:

Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!

#архитектура #история #история москвы #старые дома #достопримечательности #москва #покровка #интересные факты #краеведение #дворы