Найти тему

ЗиС-150 – первый послевоенный московский грузовик

Всем привет!

Великая Отечественная война помешала советским инженерам создать еще в 40х гг. принципиально новые грузовые автомобили, призванные заменить устаревшие ГАЗ-АА и ЗиС-5. Вернуться к этой теме удалось уже после Великой Победы, и в 1947 г. на Заводе им. Сталина появился новый ЗиС-150. О нем-то я сегодня и расскажу.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Наш герой по сути является логическим продолжением грузовика ЗиС-15, о котором я писал здесь. Его разработка началась еще в 1944 г., причем прототипом послужил американский International KP11, от которого советский автомобиль получил все, кроме капота и решетки радиатора. Двигатель тоже пришлось изменить: опыт с ЗиС-15 показал, что мощности его мотора недостаточно, и тогда было решено оснастить новую машину мотором объемом 5,6 л и мощностью 95 л. с. Примечательно, что похожий мотор спустя несколько лет стал устанавливаться на автобусы ЗиС-155, о которых я вел рассказ здесь.

Кабина же грузовика получила много нового. Хотя сама она все еще изготавливалась из дерева и обшивалась металлом, зато внутри получила необходимый минимум приборов, 5-ступенчатую коробку передач и небольшой бардачок. Однако руль все еще был без гидроусилителя.

Кабина ЗиС-150. Источник фото: zr.ru
Кабина ЗиС-150. Источник фото: zr.ru

В 1948 г. ЗиС-150 окончательно вытеснил с конвейера устаревший ЗиС-5 и стал быстро распространяться по огромной территории СССР. Грузовик, перевозивший 4 т различных грузов, стал незаменимым помощником во время восстановления великой страны и в начале бурного развития ее экономики. Модель стала такой популярной, что ее производство не ограничивалось Москвой: в 1951 г. его организовали в Кутаиси. Тамошний автомобиль можно было узнать по вертикальной решетке радиатора и иной формой капота.

Кроме того, свои версии этого грузовика по советской документации производили в Румынии и даже Китае. Последний дал грузовику символичное название, переводящееся как «Освобождение».

В нашей же стране автомобиль сумел засветиться в кино:

Кадр из х/ф «Королева бензоколонки», реж. А. Мишурин, Н. Литус, 1962 г.
Кадр из х/ф «Королева бензоколонки», реж. А. Мишурин, Н. Литус, 1962 г.

Всего же до 1957 г. было выпущено 771 883 таких грузовика. Модификаций у них было немало. Кроме стандартных бортовых кузовов, выпускались также самосвалы:

Источник фото: denisovets.ru
Источник фото: denisovets.ru

Цистерны:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Пожарные автомобили:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Снегоуборочные машины:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

И тягачи:

Источник фото: zr.ru
Источник фото: zr.ru

А также автобус АКЗ-1, но эта машина – отдельная тема на нашем канале, и к ней я однажды вернусь.

В конце 50х гг. появилась модернизация ЗиС-150 (с 1956 г. ЗИЛ-150) с индексом 164, которая вскоре стала вытеснять 150го с лидирующих позиций. Сегодня в живых осталось мало таких машин, и многие из таких содержатся в ряде музеев, а иногда стоят в качестве памятников:

Источник фото: technomuzei.ru
Источник фото: technomuzei.ru

ЗиС-150 – один из грузовиков, символизирующих подъем страны-победителя из руин, оставленных войной. Он стал действительно популярным и многофункциональным, и жаль, что сегодня таких грузовиков сохранилось мало. Но каждая уцелевший ретро-автомобиль – часть истории, и уцелевшие экземпляры бережно хранят.

Встречался ли вам такой грузовик? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!