Найти тему
КОРАБЕЛ.РУ

Продал квартиру – создал ледокол

Перспективный ледокол, могущий побороться за звание лучшего с уже строящимися атомоходами спроектировал капитан дальнего плавания на пенсии и советник ЦС ВОИР (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов) Юрий Чашков. Что сподвигло его на такое решение?

Капитан дальнего плавания и советник ЦС ВОИР Юрий Чашков / Фото: Корабел.ру
Капитан дальнего плавания и советник ЦС ВОИР Юрий Чашков / Фото: Корабел.ру

Правильный ответ – устремленность и понимание того, что дело можно сделать лучше. Юрий приводит аргументы: говорит, что нынешняя форма ледоколов не менялась со временем адмирала Макарова, а принцип устранения льда с пути, по мнению изобретателя, устарел. И не только по его: основные минусы современных супермощных ледоколов обозначены были ещё в 2017 г. в публикации члена-корреспондента РАНА.В. Пустошного и докторатехнических наук К.Е. Сазонова. Коротко – суть в том, что если ломать лед сдвигом, а не изгибом, как это делается сегодня, то требуется намного меньше усилий.

Проект ледокола "ПОМОР-ВОИР" / Фото: Корабел.ру
Проект ледокола "ПОМОР-ВОИР" / Фото: Корабел.ру

Возникает резонный вопрос – почему эту технологию уже давно не включили в современные проекты? Ответ обязательно дадим в нашем развернутом материале, а пока что посмотрим на то, что предлагается делать в данном случае.

Итак, сегодня лёд, как мы уже наметили, ломается наваливанием на него носа ледокола. Однако у этого есть свой побочный эффект – так называемая ледяная рубашка, которая остается в созданном ледовом канале. И всё бы хорошо, но лёд в таком случае замерзает быстрее, да и пройти за ним не так уж просто. Если же лед устраняется из фарватера, то, конечно, вот нам тут и все выгоды. Технически Юрий предлагает острым, шириной всего около одного метра. Такой нос, врезаясь в льдину, создает магистральную трещину, и прочность льда уменьшается на 40%. При этом по бортам носа установлены ступени – каждая шириной четыре-пять метров. Визуально, кстати, итог выглядит весьма и весьма прилично.

Испытания моделей. Сверху "ПОМОР-ВОИР", снизу "Арктика" проект 22220 / Фото: предоставлено Юрием Чашковым
Испытания моделей. Сверху "ПОМОР-ВОИР", снизу "Арктика" проект 22220 / Фото: предоставлено Юрием Чашковым

Как будет работать конструкция, доказывает ли она свою эффективность?

Каждая из ступеней установлена под углом 30°, что превращает их в подобие ножей. Как только сделана трещина, кусок за куском лёд как бы срезается (отгрызается), что в свою очередь требует куда более меньших энергетических затрат. Также это должно дать возможность двигаться во льдах, значительно не снижая скорость. Результат – практически чистый коридор, по которому суда смогут ходить несколько суток без ледокола. В чистом канале может двигаться куда больше судов.

Ледокол отправляется в дар на "Полярных чтениях - 2022" / Фото: Корабел.ру
Ледокол отправляется в дар на "Полярных чтениях - 2022" / Фото: Корабел.ру

Удалось это доказать и на практике. Юрий Чашков буквально за свои деньги (продал квартиру в Таганроге в 200 м от моря) провел испытания в ледовом бассейне (модель была создана в Крыловском научном центре). И что же?! Все получилось и даже межведомственная рабочая группа, входящая в научно-координационный совет Минпромторга, рекомендовала подготовить материалы для ОКР по ледоколу в Национальные проекты РФ. А это дорого стоит. Также необходимо провести второй этап испытаний. Но тут, нужно сказать, требуется куда больше денег – 30 млн руб. Хотя... если проект будет замечен, разве не сможет государство выделить денег на перспективную разработку?

Кстати, вчера модель ледокола была преподнесена в дар директору ААНИИ Александру Макарову.

#помор воир #атомные ледоколы #адмирал Макаров #корабел #необычные суда