Оглавление
1.1. Девиантное поведение подростков: особенности, характеристика.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков.
1.3. Психологические основы развития девиантного поведения подростков
Глава 2. Исследование особенностей девиантного поведения подростков.
2.1. Организация исследования.
Список используемой литературы..
Введение
Актуальность темы.Современное общество все чаще повержено духовной опустошенности, цинизму, жестокости, враждебному обращению. В школах, учебных заведениях все чаще приходится сталкиваться с буллингом, агрессией, враждой. Отмечается высокая чувствительность, нервозность учащихся, эмоциональная неуравновешенность, уязвимость. Ученики все чаще неадекватно реагируют на критику, указания, задания, к ним все сложнее найти подход. Кроме того, существенно нарушается характер взаимоотношений с друзьями, сверстниками, учителями, руководство. Особенно ярко эта проблема проявляется среди подростков [34].
Причин такого поведения много. Это и проблемы в семье, и психологические нарушения подростков, и нарушения коммуникации, возникающие в связи с высокой мобильностью общества, научно-техническим прогрессом, цивилизацией. Виртуальная вреда все чаще вытесняет реальное общение, все контакты становятся поверхностными, лишенными эмоциональной теплоты, глубинного смысла. Утрачиваются ценностные ориентиры, морально-волевые качества. Все это говорит о необходимости изучения поведения подростков, о необходимости проникнуть в их внутренний мир, понять, помочь справиться с проблемами и трудностями. Важно сделать это своевременно, тогда, когда подросток в этом нуждается [1].
Недостаток внимания, непонимание, проблемы во взаимоотношениях, как со взрослыми, так и со сверстниками, часто приводят к замкнутости подростка, к нежеланию открываться, делиться своими переживаниями с кем-либо. Подростки все чаще уходят в себя, либо попадают в зависимости, проявляют признаки девиантного поведения, начинают вести себя неадекватно сложившейся ситуации. Зачастую агрессивное, девиантное поведение выступает для подростка психологической защитой, которая позволяет ему скрыть собственные чувства, эмоции, переживания от окружающих [7].
Проблема исследования.Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня необходимо изучать особенности девиантного поведения детей и подростков для более полного понимания сути, причин данного явления. Все это позволит выработать оптимальные пути профилактики и коррекции девиантного поведения, позволит организовать более эффективные меры по формированию социально приемлемого поведения детей и подростков [1].
Одной из основных причин развития девиантного поведения детей и подростков является нарушение суверенности психологического пространства детей и подростков, нарушение детско-родительских отношений, психологические проблемы (повышенная тревожность, агрессивность, нарушенная самооценка, отсутствие самоконтроля) [9; 11;13; 18; 23; 37; 40].
Цель работы: исследовать особенности формирования девиантного поведения у подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «девиантное поведение».
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
3. Проанализировать специфику девиантного поведения подростков.
4. Провести исследование особенностей формирования девиантного поведения среди подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности развития девиантного поведения у подростков.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что нарушение детско-родительских отношений, нарушение личного пространства, возникшие в связи с этим психологические проблемы, способствуют развитию девиантного поведения у подростков.
Методы исследования. В работе использовались теоретические методы: анализ литературных источников, метод теоретического, системного анализа и обобщения, метод систематизации, классификации литературных источников и научных публикаций. Из практических методов применяли методы психологического тестирования, проективные методики. Для обработки полученных данных применяли методы математико-статистической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования.Проблема девиантного поведения в обществе фактически недостаточно изучена в отечественной психологии, что и обусловило актуальность темы нашего исследования.
Практическая значимость исследования.Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегии воспитательного процесса лиц с девиантным поведением, для коррекции агрессивного и девиантного поведения подростков. Результаты могут быть полезными для разработки психологического сопровождения, консультирования подростков с девиантным поведением. Результаты могут использоваться педагогами, социальными работниками для разработки занятий, составления лекций, для написания методических рекомендаций и практических пособий.
Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей нарушения суверенности психологического пространства и склонности детей и подростков к девиантному поведению
1.1. Девиантное поведение подростков: особенности, характеристика
Девиантное поведение рассматривается как вариант нарушения поведения, отклонения от нормы. Поэтому рассматривать это понятие, необходимо, исходя из сущности понятий «норма» и «отклонение». Так, под нормой в современных психолого-педагогических и социальных науках принято понимать совокупность определенных понятий, которые в современном обществе определяют правила поведения людей, их принадлежность к уважаемым членам общества. Любое отклонение от общепринятых стандартов поведения, эталонов и принципов, сложившихся в обществе, принято рассматривать как отклонение от нормы [1].
Важным условием является тот факт, что понятия «норма» и «отклонение» всегда находятся в определенной зависимости, вступают в некие взаимоотношения между собой. Они должны находиться в состоянии равновесия. Если же наблюдается нарушение этого равновесия, система испытывает дисбаланс. Для достижения (возвращения) баланса необходимо достичь исходного, равновесного состояния. Вместе с тем, стандартизация, наличие эталонов, согласование и упорядочивание определенных структур, выступает в качестве важного фактора, обеспечивающего стабильность системы. Особенно важно это в наш век, когда общество испытывает дисбаланс, когда происходят резкие и стремительные перемены, проводятся реформы, происходит стремительное и прогрессивное развитие [5].
Общество всегда было пронизано правилами, системой иерархических отношений, балансом между различными системами. В систему попадает тот человек, который придерживается ее правил. Иначе речь идет об отклонении от нормы, чего общество не терпит. Человек, чье поведение отклоняется от установленных норм и правил, исключается из системы. Необходимо понимать, что баланс всегда существовал и будет существовать между различными системами. Свои правила, устои есть во всех системах: и в научном сообществе, и в учебном / трудовом коллективе, и в криминальных структурах. Отсутствие баланса влечет за собой распад системы, отклонение в поведении одного или нескольких членов этой системы ведет к их исключению.
Необходимо понимать, что понятие нормы всегда является условным понятием. Вокруг него во все времена существовали многочисленные дискуссии, которые продолжаются и сегодня. Анализируя происхождение понятия «норма», необходимо отметить, что это слово происходит от латинского слова «норма», в переводе означает некое правило, образец, предписания. Понятие нормы особенно ярко выражено в естественно научных дисциплинах. Так, в рамках естественнонаучных дисциплин под нормой подразумевают определённый предел, которым ограничивается верхняя и нижняя границы допустимых показателей. В рамках этих показателей представляется возможным бесперебойное функционирование определенных систем. В том случае, если реальные показатели выходят за пределы допустимых параметров в одну или другую сторону, система утрачивает баланс, выходит из строя, в результате чего наступает ее полное или частичное разрушение [9].
Анализируя понятие «норма» с точки зрения естественно-научных дисциплин, необходимо понимать, что, прежде всего, существуют определённые рамки жизнеспособного равновесия. При этом не исключаются перемены, которые во многом и определяют функционирование этой системы. Что касается социальных норм, границы этих пределов более лабильны. Однако они также существуют. В том случае, если изучаемые параметры выходят за пределы установленных показателей нормы, в системе также возникают сбои.
Однако это зачастую не влечет за собой гибель структуры. Как правило, система исключает только тот показатель, который нарушает её равновесное. Полная гибель и деструктуризация системы наступает только в том случае, если выпадающих параметров слишком много, что ведет к нарушению нормального функционирования системы.
Если в естественнонаучном отношении, в системах нормы, как правило, фиксированы и строго определены, то в социальных системах нормы являются крайне противоречивыми, могут толковаться по-разному. Кроме того, социальных норм может быть несколько. Многие компоненты социальной системы являются взаимозаменяемыми, чего нельзя сказать о системах, которые функционируют в рамках естественнонаучных дисциплин. Показатели нормы могут выражаться, как качественных, так и количественных показателях. При этом, в качестве важной отличительной черты, которая определяет социальную норму, можно выделить характер взаимоотношений между людьми, а также многочисленные факторы, которые определённым образом оказывают влияние на эти взаимоотношения.
Факторы, влияющие на состояние системы, являются преимущественно внутренними и внешними. Социальные нормы принято рассматривать как определённые нормы поведения, тот допустимый интервал, в рамках которого человек рассматривается как один из членов системы, общности, как участник большой или малой группы. Что касается социальной нормы, отклонения от стандарта общепринятой нормы практически неизбежны. Отклонения могут иметь различные по характеру последствия. Одни из них негативно влияют на развитие системы, другие оказывают положительное влияние, способствует прогрессу. Существуют различные варианты отклонения от нормы общества. Одним из таких вариантов является девиантное поведение [13].
Под девиантным, или отклоняющимся поведением подразумевают особый тип поведения человека, который выходит за рамки установленных обществом норм и требований, противоречит стандартным нормам общества. Это могут быть любые формы поведения, которые не соответствуют установленным требованиям, ожиданиям общества, и не одобряются им. Разновидностью девиантного поведения является зависимое поведение (злоупотребление алкоголем, ПАВ, чрезмерное курение), склонность к самоагрессии, или агрессии по отношению к другим людям, живым существам. Наличие у человека антивитальных мыслей, суицидальное поведение также выступает разновидностью девиантного поведения.
При этом вызывает определенный интерес следующий феномен: если человек проявляет себя чрезмерно активно, инициативно, вплоть до агрессии, если он ориентирован на достижение целей любой ценой, использует для этого различные средства и методы, это, как правило, не одобряется обществом, и в некоторых случаях может рассматриваться как девиантное поведение. С другой стороны, если человек проявляет апатию, депрессию, отсутствие интереса к жизни, как правило, это тоже не одобряется обществом. Таким образом, только «усредненное поведение», входящие в рамки общественных норм, может быть принято обществом, и может рассматриваться как норма. Установить границы нормального и девиантного поведения зачастую бывает крайне сложно, поскольку четких критериев не существует.
Нет тех прописанных критериев, по которым можно судить о том, является ли поведение нормативным, или же оно является отклоняющимся. Поэтому, когда речь идёт о девиантном поведении, прежде всего, необходимо подразумевать, что поведение должно отклоняться от общепринятых норм определённого общества (в данном случае российского общества).
Существует множество классификаций и подходов к систематизации различных форм отклоняющего поведения. Эти классификации могут не совпадать, поскольку в их основу положены различные критерии. Они рассматривают поведение с различных точек зрения. То, что с точки зрения психологии является отклоняющимся поведением, к примеру, с клинической и социально-правовой точки зрения, может представлять собой норму. Кроме того, в рамках одного направления существует подразделение. К примеру, социально-правовой подход также подразделяется на социальное правовое направление, в рамках которого существуют своих установленные нормы. Социальное направление рассматривает поведенческие реакции как социальное явление, которое соответствуют определённым принципам на основании норм морали, нравственности. Тогда как в правовом направлении рассматривает отклонение поведения с точки зрения нарушения или нарушения закона, причинения вреда другим членам общества [18].
С точки зрения социальных наук, поведенческие девиации и отклонения от нормы представляют собой социальное явление. Как правило, о том, является ли поведение девиантным, судят по тому вреду, который наносится обществу. Если поведение конкретного индивидуума доставляет дискомфорт, трудности другим людям, представляет собой угрозу для общества, такое поведение рассматривается как девиантное. Существуют различные градации отклоняющегося поведения, начиная от нарушения общих моральных и нравственных норм общества, и заканчивая такими формами, как наркомания, проституция, хулиганство, и другие ассоциальные формы поведения. Наиболее опасными следует считать такие формы, как экстремизм, терроризм, расизм, нацизм, геноцид [13].
Наиболее простой является классификация с точки зрения правового подхода. Так, девиантным считается то поведение, которое нарушает нормы, прописанные в Гражданском и Уголовном Кодексах. В зависимости от тяжести нарушений, подразумевается уголовная или административная ответственность.
Отдельно рассматривается психолого-педагогическая классификация отклоняющихся форм поведения. В зависимости от масштаба отклонений от нормы, выделяют школьную либо социальную дезадаптацию. Если речь идёт о школьной дезадаптации, её основными проявлениями является школьная неуспеваемость, нарушение характера взаимоотношений со сверстниками, с учителями, несоблюдение внутреннего распорядка школы, эмоциональные нарушения, конфликты, а также отклоняющиеся поведенческие реакции [16]. В результате обобщения передового педагогического опыта работы с подростками, можно говорить о распространённых поведенческих отклонениях, которые проявляются наряду со школьной дезадаптацией.
Отдельно выделяют клинический подход. Он является наиболее разработанным, удобным в практическом применении [6]. В основе клинического подхода лежит понимание того факта, что для коррекции девиантного поведения, необходимо не только устранить факторы, которые приводят к такому поведению, но и проводить коррекцию личности, воздействовать на её поведение и психологические особенности. В связи с этим, важная роль отводится психологическому консультированию, психолого-педагогической поддержке и индивидуальному сопровождению учащегося. Необходимо понимать, какой подход используется: психологический или клинический.
Таким образом, понятие девиантного поведения, прежде всего, связывают с поведением, отклоняющимся от нормы. Общепризнанного определения нормы нет. При анализе литературы на данную тему, выделяют различные подходы, в рамках которых существуют свои подходы к определению понятий, к их классификации. При этом каждая дисциплина рассматривает эти понятия под своим «углом», с точки зрения собственного терминологического аппарата, своей предметной области. Для объяснения девиантного поведения, необходимо задействовать междисциплинарный подход, а также устранить терминологическую запутанность [23].
Анализируя понятие «норма поведения», необходимо, прежде всего, уточнять, с какой позиции необходим анализ, поскольку каждая дисциплина и каждая предметная область обладает собственным пониманием термина, имеет определенные связи с соответствующими областями знаний. Нередко выработанные и установленные понятия различаются между собой [11].
Девиантное поведение относится к формам нарушения поведения, или дисмореям. Так, под девиантным поведением следует подразумевать любое отклонение действий, поступков человека от общепринятой нормы. При этом в девиантном поведении всегда находит отражение внешняя сторона: система мотивов и побуждений человека. Девиантное поведение находит свое отражение, как в практических действиях, так и в высказываниях, суждениях. В первом случае речь идет о реальных нарушениях поведения, во втором случае – о вербальном нарушении поведения. Существуют различные классификации форм поведения.
Общепринято исходить из того, что основу человеческой природы составляет биологические начала, которые определённым образом формируется под воздействием социума. Социальные явления при этом не могут быть решены с позиции биологических основ. Именно такая точка зрения доминирует в психологической науке на современном этапе. Необходимо понимать, что в различные времена, в различные эпохи, а также в различных странах существуют различные подходы к пониманию природы и сущности человека [1].
Однако наиболее привычным пониманием девиантности является понимание того, что это отклоняющееся поведение, которое приносит вред, ущерб, как отдельному человеку, так и обществу в цело (либо отдельной группе лиц, коллективу). Критерием девиантности служит степень вреда окружающим. К наиболее отрицательным последствиям девиантного поведения можно отнести различные виды зависимости, маргинальное и суицидальное поведение.
Таким образом, понятие девиантного поведения – сложное и разностороннее понятие. Его осмысление практически невозможно без изучения психологических особенностей лиц, которые проявляют эту форму поведения [27]. Поэтому для понимания особенностей девиантного поведения подростков, необходимо рассмотреть психолого-педагогическую характеристику этой возрастной категории.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков
Подростковый период представляет собой сложный период в жизни человека. Это период самоопределения, становления личности, стремительного психического развития. В это время происходит смена ведущего вида деятельности, образуется ряд психических новообразований, которые определяют особенности характера, поведения, деятельности взрослого человека. Все это накладывается на период физиологического созревания, изменения гормонального фона. Поэтому подростковый возраст всегда связан с определенным кризисом.
Проблемы подросткового возраста во все времена были объектом для исследований с точки зрения различных дисциплин и подходов. Так, подростковый возраст изучается психологами, социологами, педагогами, педологами. Это сложный период, который сопровождается интенсивным развитием, затрагивающим все сферы ребенка. В этом возрасте подросток сталкивается с рядом проблем, его жизнь наполнена переживаниями, многочисленными эмоциями [22].
Большее количество данных, которые были получены в результате исследования специфики подросткового возраста, были получены путём наблюдения, беседы с подростками, а также путем анализа дневниковых записей. Этот метод позволил получить большой объём данных относительно проблемного поля, а также особенностей психологического развития подростков. В настоящее время практически не существует валидных методик, которые позволили бы провести количественную оценку различных изменений проблем, связанных с подростковым возрастом.
Среди всех проблем подросткового периода, именно эмоциональным проблемам отводится ведущая роль [22]. Большинство исследователей обращают внимание в первую очередь на негативные аспекты подросткового возраста. Именно они лидируют в структуре проблемного поля. В этом возрасте подростки склонны к депрессии, к депрессивным расстройствам, к преувеличению негативных установок и переживаний. В соответствии с концепцией Ш. Бюллер, можно выделить следующие составляющие проблемного поля подростков [3]:
1. Неудовольствие / беспокойство. Многие подростки испытывают неудовольствие каким-либо аспектом своей жизни или деятельности. Одни из них не удовлетворены внешностью, других беспокоит характер межличностных отношений. Многих детей беспокоит школьная неуспеваемость, проблемы личностного самоопределения. В любом случае, внутренний мир, внутренние переживания и противоречия ребенка, выражаются в виде повышенного уровня тревожности и беспокойства. Зачастую всё это влечет за собой физическое и душевное недомогание, в особенности, в том случае, если подросток длительное время испытывал беспокойство по поводу какого-либо вопроса. Физическое недомогание наблюдается и в том случае, если подросток не получает необходимой помощи и поддержки.
2. В связи с резкими изменениями гормонального фона, многочисленными физиологическими преобразованиями, нередко возникает вялость, усталость, существенно снижается работоспособность, появляются такие симптомы, как частая смена настроения, капризы. У многих детей в этом возрасте существенно снижается иммунитет, снижается адаптационный потенциал организма, что ведет к формированию синдрома повышенной утомляемости, или синдрома хронической усталости.
3. В подростковом периоде у большинства подростков отмечается повышенная чувствительность, повышенная раздражительность, ранимость. Они очень чувствительны к критике, близко к сердцу воспринимают всё происходящее. Зачастую реакции на различные события неадекватны. Всё это приводит к тому, что они очень сильно подвержены внешнему влиянию, легко переходят в беспокойное и возбудимое состояние.
4. У большинства подростков преобладает гиперактивность. В некоторых случаях наблюдается резкий переход от апатии, упадка сил к гиперактивности. Многие подростки не способны адекватно оценить собственные силы, в связи с чем, они не могут правильно планировать нагрузку. Большинство подростков имеет амбициозные планы. Однако на пути достижения своих целей не могут корректно планировать, прогнозировать будущее, не могут сопоставлять ожидаемые и реальные результаты. Это приводит к тому, что подростки разочаровываются, у них появляется внутреннее чувство неудовлетворенности. Если же подростки замыкаются в себе у них снижается самооценка, зачастую формируется болезненное состояние, которое сопровождается повышенной тревожностью, депрессией, в наиболее тяжёлых случаях - склонностью к суицидам.
5. Для подросткового возраста характерны такие качества, как грубость, упрямство, черствость. Они стремятся найти своё личное пространство, отделиться от взрослых, самоопределиться в жизни. Всё это приводит к необходимости выработки механизмов психологической защиты. В качестве таких механизмов нередко выступает повышенная агрессивность и враждебное отношение к окружающему миру, к людям.
6. У подростков высоким является уровень раздражительности, а также отсутствие самоконтроля, самообладания. Обращает на себя внимание повышенная эмоциональная реактивность, лабильность, гипертрофированная реакция на события.
7. Некоторые подростки испытывают неверие в себя, и даже ненависть к себе. Чаще всего это наблюдается в том случае, если у подростка занижена самооценка, если нарушены детско-родительские отношения. Как правило, если в семье наблюдается гиперопека, если ребёнку не предоставляют достаточное психологическое пространство, если его чрезмерно контролируют, развивается неуверенность в себе.
8. У многих подростков возможно развитие меланхолии, отвращения к жизни, что может привести к развитию депрессивных расстройств, суицидальных и антивитальных мыслей.
9. Негативно отражается на психическом развитии подростков чувство вины.
10. Также для подросткового возраста характерны первые тайные влечения (которые носят, как сексуальный, так и несексуальный характер).
В целом, в результате анализа многочисленных публикаций на данную тему, можно прийти к выводу о том, что подростковый период в целом является безрадостное и трудным периодом в жизни каждого человека. Зачастую этот период связан с кризисом, преодолев которой человек выходит на новый этап физического и психического развития [12].
После фазы переживания, как правило, наступает позитивная фаза, для которой характерны такие признаки, как отсутствие чувства отчаяния, радость, которая всё время возрастает, эйфория, которые со времени сменяются душевным и телесным покоем, гармоний и творческой энергией. В подростковом возрасте часто наблюдается радость, возникающая в связи с ростом, юностью, психическим благополучием. Всё это сопровождается высоким уровнем активности, живостью, чувством внутренней свободы [35].
Таким образом, подростковый возраст - это сложный и противоречивый период, в котором один этап является грустным, безрадостным. Однако он неожиданно сменяется другим этапом, который является позитивным и жизнерадостным, полным сил и энергии. Вместе с тем, возникают периоды, когда подростка мучают противоречивые мысли и состояния, которые противоречат друг другу. Это приводит к состоянию растерянности, к потере жизненного смысла, безрадостности, к развитию негативных эмоций. Преимущество состоит в том, что эти эмоции носят кратковременный характер, и на смену им снова приходят положительные эмоции. Перепады обычно являются резкими, в первую очередь затрагивают эмоциональное состояние.
Тем не менее, они создают дополнительную нагрузку на организм, который и так находится на пике гормональных преобразований, физиологического созревания и преобразования. Также в связи с подобными перепадами настроения и эмоционального состояния возникают трудности в общении, трудности социальной адаптации, трудности с процессом обучения. Как правило, в первую очередь у детей возникают проблемы в семье, в школе, проблемы с преподавателями [22].
На основе анализа дневников и ретроспективных автобиографический очерков, некоторые авторы приходят к выводу о том, что к основным чувствам, переживаниям и эмоциям подростков следует относить такие чувства, как чувство одиночества, покинутости, страх. Больше всего подростки боятся того, что их никто не любит, что их никто не понимает. Они не находят взаимопонимания и общего языка с другими людьми, их пугает страх перед будущим (мысли о том, что они не смогут найти себе пару или не смогут завести семью, останутся непонятыми). Это состояние нередко сопровождается чувством тоски, паники, ужасом, страхом.
При длительном пребывании в подобном состоянии развивается апатия, нежелание что-либо делать. Для психоэмоционального состояния подростков характерны бурные перепады настроения. Зачастую они сопровождаются нервными срывами, истериками, повышенной раздражительностью, повышенной агрессивностью. Вместе с тем, важная роль отводится потребности осмыслить все перемены, происходящие в организме и психике. Поэтому подростки нуждаются в уединении [26].
Некоторые подростки отмечают, что они часто сомневаются в своих силах, борются с собой, пытаются обрести веру в себя, в собственные силы. Иногда противоречия носят столь выраженный характер, что подростки боятся потерять рассудок. На многие негативные эмоциональные состояния сопровождаются такими ощущениями, как чувство несправедливости, обида на окружающих, презрение к людям, чувство непонимания. Вместе с тем, подростки испытывают высокое стремление быть полезными обществу, желание служить человечеству, Родине. Они нуждаются в самоопределении. На высоком уровне находится потребность в друге, в человеке, который будет понимать, уважать. На высоком уровне находится потребность в любви. Как правило, у подростков светлые честолюбивые мечты.
Многих из них беспокоят отношения с родителями, с преподавателями, а также проблемы с учёбой, которые возникают на фоне гормональных изменений, на фоне физиологических и психических преобразований. Вместе с тем, мысли у подростков спутанные и противоречивые. Они нуждаются в тщательном осмысление, обдумывании всего происходящего [2]. Это касается, как самоопределения в личной / семейной жизни, так и в профессиональном самоопределении [8].
Как правило, у большинства подростков присутствует надежда на светлое будущее, на реализацию своих планов и желаний. Вместе с тем, всё это противостоит страху, апатии, ужасу, которые возникают на фоне мысли о том, что поставленных целей не удастся достичь. Часто возникают эмоциональные срывы, вплоть до агрессии. Тревожность, агрессия, апатия, раздражительность - всё это типичные механизмы психологической защиты, которые использует подросток. Необходимо учитывать, что подросток очень нуждается в поддержке, принятии, взаимопонимании. Однако у подростка наблюдается высокий уровень эгоцентризма. Именно по этой причине, подростки не способны к выражению чувств и потребностей. Высокую потребность в любви и понимании они, как правило, маскируют под такие качества, как злость, отстраненность, агрессия, независимость [14].
Именно поэтому в этот период важно найти особый подход к подростку. Важно завоевать его доверие, расположить к себе [15]. Для подростков характерен постоянный поиск собственного устойчивого мировоззрения, они находятся в состоянии постоянного духовного поиска. При этом поиск имеет исключительную практическую, прикладную направленность. Как правило, теоретические, абстрактные вопросы практически не интересуют подростков. Они нуждаются в получении ответов на различные жизненные ситуации, в накоплении жизненного опыта, в накоплении тех знаний, которые понадобятся им жизни для решения различных вопросов и проблем [20]. При этом жизнь подростка настолько противоречива, что в один и тот же день подросток может испытывать полнейшую радость и удовлетворение от жизни, и уже к вечеру это состояние сменяется негативным эмоциональным состоянием, выраженными переживаниями, вплоть до развития суицидальных мыслей [10]. Как правило, стабилизируется состояние в том случае, если подростку удалось самоопределиться и самовыразиться, найти друга, который будет понимать и уважать, а также найти свой жизненный путь, который зачастую представлен личностными и профессиональными компонентами [15].
Для того, чтобы самоопределиться и самореализоваться, необходим высокий уровень концентрации на себе, на собственных желаниях и потребностях. Поэтому зачастую подростков обвиняют в эгоизме и эгоцентризме [36]. Подросток стремится к самостоятельности, отделению от родителей, к сепарации, -и это абсолютно нормальное явление. В том случае, если родители препятствуют развитию самостоятельности ребёнка, выражают своё недоверие к нему, или недостаточно верят в его силы, развивается чувство вины и неполноценности, пропадает инициатива и активность [37].
Таким образом, можем сформулировать вывод о том, что в подростковом возрасте существует довольно много проблем. В первую очередь, обращает на себя внимание противоречивость этого возраста. Желания и потребности крайне противоречивы. Всё это ведёт к развитию внутреннего конфликта. Тем не менее, подростки нуждаются в самоанализе, рефлексии. Всё это позволит им понять себя, определить свой жизненный путь, определиться в личностном и профессиональном плане. При этом зачастую подростки замкнуты, отстранены от взрослых. Но это только защитные механизмы. На самом деле, подростки нуждаются в понимании, заботе и внимании, помощи со стороны родителей, значимых взрослых.
Если подростки не получают должного внимания, заботы, либо же наоборот, если они живут в условиях гиперопеки, развиваются отклоняющиеся формы поведения (девиантные формы поведения).
1.3. Психологические основы развития девиантного поведения подростков
В настоящее время актуальным направлением исследований является изучение психологического пространства личности. Именно этот феномен рассматривается как залог безопасности, внутренней стабильности и устойчивости личности. Психологическое пространство необходимо для того, чтобы сохранить внутренний мир человека, определённым образом дистанциировать его от негативного воздействия окружающей среды, от навязывания и манипуляции со стороны других членов общества.
Психологическое пространство отражается в сознании человека и выступает в качестве важной движущей силы, которая способствует либо формированию, либо разрушению определенных ценностей. Так, если личностное психологическое пространство человека не нарушено, как правило, происходит стремительное развитие индивидуума, формируется определённая система ценностей, выстраивается морально-волевая сторона личности. С другой стороны, если психологическое пространство личности регулярно нарушается, происходит деструктуризация личности, разрушение базовых ценностей.
В настоящее время сохранить психологическое пространство крайне важно, поскольку мы находимся в мире, который подвержен пропаганде, работе средств массовой информации. Человек постоянно находится в обществе, вступает в многочисленные связи с другими людьми. На него оказывают воздействие события культурной жизни, массовые явления, личностные привязанности. Все это определённым образом оказывает влияние на человека, на его психологическое пространство.
Такое понятие, как психологическое пространство личности находится в тесной связи с различными категориями и понятиями. Так, нарушение психологического пространства приводит к формированию защитных механизмов психики, которые могут проявляться в виде девиантного поведения, в виде нарушения личностной автономности, идентичности. Нарушения психологического пространства приводят к формированию зависимого образа жизни.
Полноценно сформированное и нетронутое психологическое пространство обеспечивает человеку личностную безопасность, субъектность, автономность, независимость суждений и определённые психологические границы, которые обеспечивают защиту его психики. Только в том случае, если психологическое пространство человека суверенно, он может быть удовлетворён жизнью. Что касается подростков, они довольно сильно подвержены воздействию со стороны внешней среды.
Внешние факторы являются для них важным мотивом и наиболее значимым фактором, способствующим формированию внутреннего мира. Психологическое пространство, как собственно, и внутренний мир подростка, находится на стадии становления. Поэтому подростки очень зависимы от чужого мнения, в особенности от мнения того, кого они считают авторитетом, а также от мнения родителей, педагогов. Поэтому важно чувствовать границы, и не нарушать личное психологическое пространство подростка. Проблема психологического пространства связана с комплексным развитием человека. В процессе становления личности, происходит формирование физических, социальных, психологических контактов.
Нарушение личного психологического пространства может быть связано с нарушением территориальных границ, с использованием личных вещей, а также с социальными привязанностями. В широком смысле под психологическим пространством подразумевают различные аспекты индивидуальности личности и особенности его взаимодействия с социумом.
Кроме того, психологическое пространство рассматривается как специфическая территория, которая в определенной степени представляет собой совокупность событий, оказывающих повседневное влияние на подростка. Это, как правило, те установившиеся нормы жизни, установки и ценности, которые ежедневно воздействуют на человека, и с которыми он ежедневно сталкивается. Особая значимость этих явлений для личности состоит в тех психологических ситуациях, когда субъект вынужден защищать свои взгляды, своё мировоззрение, свой внутренний мир при помощи различных физических и психологических средств. Так, если человек пребывает в ситуации, когда он вынужден постоянно защищать свое внутреннее пространство, происходит активация его адаптационного потенциала. Постоянно пребывая в таком состоянии, происходит формирование длительного стресса, который негативно отражается на состоянии организма (как на его психической, так и на физиологической составляющей).
Важно понять, что в основе становления психологического пространства лежит множество факторов развития личности. Это, прежде всего, генетические особенности личности, которые каждый из нас получает при рождении. Наследственные черты являются основой для формирования личности. Тем не менее, не стоит забывать о том, что изменчивость - второй закон генетики. Поэтому многое зависит от внешних факторов, от социального окружения человека, от особенностей воспитания, от условий, в которых прибывает человек. Седа оказывает постоянное воздействие на личность человека, на его поведение, на взаимоотношения с окружающими, на реакции. Всё это накладывает определённый отпечаток на формирование личности, на её окончательное становление.
Существенное влияние оказывает культура (определённый набор социальных норм и установок, ценностей, в рамках которых человек растёт, развивается, формируют своё поведение). Все это определяет рамки допустимого. Поведения. Социальное окружение также существенным образом влияет на развитие личности, поскольку выступает основным компонентом формирования личностных качеств индивидуума. Процесс социализации происходит именно через усвоение человеком норм группового взаимодействия, а также через получение одобрения или неодобрения со стороны общественности. Существенным образом на становление психологического пространства, на развитие личности, влияет социальный и индивидуальный опыт человека. Каждый человек, попадая в различные ситуации, испытывает влияние других людей, физического окружения, в результате у него формируется личностный неповторимый социальный опыт. Этот опыт неизбежно оказывает воздействие на все сферы жизнедеятельности человека, на его дальнейшее поведение, на реакции.
Таким образом, основные факторы становления психологического пространства личности рассматриваются в качестве важных внешних факторов, оказывающих влияние на личностные качества человека. Прежде всего, необходимо выделить социокультурные качества и генетические факторы. Некоторые исследователи выделяют и другие факторы, к примеру, экологические. Так, многие природные катаклизмы, природные явления также оказывают существенное влияние на образ жизни, на поведение человека. Экологическое благополучие является залогом успешного личностного развития человека, а также является основой для его полноценного физического и психического здоровья.
В современном социуме немаловажную роль играют экономические факторы, которые стали выделять в отдельную категорию. Не вызывает сомнения тот факт, что экономическое благополучие либо неблагополучие, уровень и качество жизни, также неизбежно сказываются на личностном развитии человека, на становлении его основных структур личности.
К числу важных внутренних факторов следует отнести психофизиологические факторы, индивидуально-психологические особенности личности, личностные факторы, а также социально-психологические установки.
Психофизиологические факторы представляют собой совокупность факторов, которые мало поддаются изменениям. Это преимущественно стабильные параметры, такие как пол, возраст, генетические особенности организма, специфика вегетативных реакций, энергетические затраты организма.
К числу индивидуально-психологических факторов следует отнести эмоциональную устойчивость, импульсивность, интернальность и экстернальность, особенности реагирования на различные ситуации, уровень тревожности, критичность.
К личностным факторам относятся факторы, которые формируют самооценку, самосознание человека, его мировоззрение, его нацеленность, целевые ориентиры, а также характер, темперамент, особенности интеллекта.
Социально-психологические установки представляют собой особенности микросоциального взаимодействия, уровень активности человека, поведение при достижении различных значимых для человека целей. Также к этой категории относится иерархия социальных потребностей, интересов, а также мотивы и ценностные ориентации человека. Все это определяет его поведение.
Необходимо отметить, что внешние и внутренние стороны психологического пространства тесно взаимосвязаны, их довольно трудно дифференцировать. В некоторой мере эти факторы пересекаются. Поэтому зачастую речь идёт не о различных компонентах психологического пространства, а о его многомерности и единстве.
Психологическое пространство личности сопоставимо с такими понятиями, как психологическое благополучие, удовлетворённость жизнью. Психологическое пространство формируется, начиная с раннего детского возраста. В качестве первого ближайшего социального окружения новорождённого ребёнка выступают его родители, прежде всего, мать. Именно от характера взаимоотношений с матерью, во многом зависят особенности психического развития ребёнка. Если в семье наблюдаются дисгармоничные отношения между родителями и ребёнком, как правило, у ребёнка возникают психологические проблемы, в том числе высокий уровень тревожности, высокий уровень агрессивности, склонность к зависимому поведению. Все это впоследствии выливается в развитие девиантного поведения и различных его форм. Зачастую дисгармоничность отношений между родителями и ребенком обусловлена тем, что родители чрезмерно вторгаются в личное психологическое пространство ребёнка. Ему не оставляют места для самостоятельного развития. Условно можно выделить три аспекта становления личностного пространства человека.
Возрастной аспект представляет собой становление личностного психологического пространства, которое происходит закономерно и естественно, в соответствии с основными этапами онтогенеза. Немаловажную роль играют социально-психологические аспекты формирования личностного пространства. Они подразумевают установление личностного психологического пространства под воздействием воспитания, обучения и взаимодействия с окружающей средой. Как правило, дальнейшее формирование личностного пространства происходит в детском саду, в школе, других образовательных учреждениях. Существенное влияние оказывает то социальное окружение, в котором пребывает ребёнок. Существуют механизмы целенаправленного влияния на содержание и структуру психологического пространства.
Ментальные аспекты связаны с самоопределением, самосовершенствованием личности, с построением собственных целевых ориентиров, с определением важных для каждого человека компонентов психологического пространства. Существует три пространства которые определяют
Каждый человек должен осознавать, что психологическое пространство является важным и неотъемлемым компонентом его жизни. Личность, которая имеет целостное психологическое пространство, способна к личностной автономии, независимости суждений, к проявлению индивидуальности. Она имеет широкий круг интересов, достаточно уверена в себе (имеет адекватную самооценку). Как правило, это самодостаточные личности. Личность, психологическое пространство которой регулярно нарушается, склонна к депривации, девиантному поведению. Такая личность постоянно испытывает давление извне, подвержена чужому влиянию, манипуляциям. Зачастую такие люди не удовлетворены жизнью, чувствуют постоянное напряжение, недовольство жизнью, постоянную усталость.
Всё это приводит к формированию у человека суицидальных и антивитальных мыслей, к развитию различных зависимостей. Такого человека угнетает чувство постоянной усталости, пассивности, апатии и депрессии. Часто такие люди проявляют девиантное поведение и неудовлетворенность жизнью.
Ряд исследований [2; 17; 21; 22; 24], посвященных анализу суверенности психологического пространства у детей и подростков с нормальным поведением, и с девиантным поведением, указывает на наличие зависимости между этими явлениями. Так, лица с нарушенной суверенностью психологического пространства проявляют преимущественно девиантное поведение.
Выводы по главе 1.
Одной из основных причин развития девиантного поведения подростков является нарушение суверенности психологического пространства. В результате анализа литературных источников, научных публикаций, нами были выделены следующие основные теоретические положения:
1. Понятие «норма» является ключевым понятием, с которого начинается изучение любой психолого-педагогической дисциплины. Не удивительно, ведь для того чтобы иметь возможность изучать отклоняющееся поведения, для начала нужно четко иметь представление о том, что представляет собой норма, и какие параметры ее характеризуют.
2. Под социальной нормой можно подразумевать некие рамки, представляющие собой интервал дозволенного системой. Это интервал оптимального, допустимого и недопустимого поведения человека в рамках системы, общности, большой или малой группы. Что касается социальной нормы, отклонения от общепринятой нормы неизбежны. Отклонения от социальной нормы в некоторых случаях могут иметь негативные, разрушающие последствия. Одним из вариантов отклоняющегося поведения является девиантное поведение.
3. Под социальными отклонениями подразумевают нарушение социальных норм. Основными характеристиками социальных отклонений является массовость, устойчивость, распространенность. В качестве основных социальных отклонений рассматривают такие явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, тоталитаризм, фанатизм и т.д.
4. Термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений. Следует отметить еще один аспект в анализе девиантного поведения индивида – это проблема соотношения социального и биологического в человеке. Самым привычным пониманием девиантности стало негативное восприятие отклонений в системе социальных отношений. Теоретически осмыслить такой сложный социально-психологический феномен, как девиантное поведение человека, будет трудно, если не изучить психологические особенности лиц, его проявляющих.
5. Нами была приведена психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста. Большинство исследователей в первую очередь обращает внимание на негативные аспекты подросткового возраста, выраженность негативных установок и переживаний. Подростковый возраст – сложный и противоречивый период в жизни подростка. Это период, когда подростка мучают мысли и состояния, противоречащие друг другу. Подростки озадачены решением таких вопросов, как самоопределение, саморазвитие, формирование собственного устойчивого мировоззрения. При этом наблюдаются резкие перепады и скачки в настроениях и эмоциях, что обусловлено недостаточной личностной зрелостью, противоречивостью взглядов. Важным новообразованием подросткового возраста является развитие «Я-концепции», формирование чувства взрослости. Ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками. Ребенок стремится найти себя в мире, влиться в мир взрослых, что зачастую приводит к нарушению суверенности психологического пространства, и как следствие, развитию девиантного поведения.
6.Далее нами было изучено нарушение суверенности психологического пространства и его роль в развитии девиантного поведения детей и подростков. В широком смысле понятие «психологическое пространство» раскрывается с двух сторон жизни человека – индивидуальности личности и взаимодействия в социуме. Психологическое пространство личности может быть сопоставлено с благополучием и удовлетворенностью жизнью, начиная с детского возраста. Личность с депривированным психологическим пространством склонна проявлять девиантное поведение.
Глава 2. Исследование особенностей девиантного поведения подростков
2.1. Организация исследования
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование особенностей девиантного поведения подростков. В исследовании приняло участие 28 детей подросткового возраста, а также их родители. Для оценки детско-родительских отношений и выявления склонности к девиантному поведению у детей, нами использовались следующие диагностические методики:
1. Тест - опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В.В. Столин) [4];
2. Тест «Склонность к девиантному поведению» (СДП), автор Леус Э.В., выполняемый подростками [21];
3. Тест - опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) [24].
Нами было установлено, что большинство семей – полные (90%). Только одна семья формально полная (10%). В этой семье отец в силу занятости на работе не принимает участия в воспитании ребенка (вынужден работать в другом городе, часто ездит в заграничные командировки).
Далее нами был изучен состав семей по количеству детей. В большинстве семей только один ребенок (50%). В 40% семей двое детей, и в 10 % семей – трое и более детей.
Далее нами были изучены особенности взаимоотношений в семье. Для этого применялись психологические методики. Рассмотрим их подробнее.
Тест – опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В.В. Столин)
Особенность данной методики состоит в том, что она позволяет выявить не просто отношение родителей к детям, а позволяет определить их отношение к конкретному ребенку. При помощи данного теста можно выявить благоприятную ситуацию в семье, а также определить семьи с тревожностью, конфликтностью, чувством неполноценности и враждебностью. При помощи данного теста можно выявить систему ценностей, особенности отношения родителей к ребенку, рассмотреть систему чувств и поведенческих стереотипов, которые применяются в семье по отношению к ребенку. Также при помощи данного теста можно исследовать особенности отношения к ребенку, охарактеризовать основные стратегии общения с ним, особенности восприятия личности ребенка, особенности понимания его поступков.
Суть теста состоит в том, что каждому из родителей предлагается ответить на вопросы (всего 61 вопрос). Затем производится обработка результатов. В соответствии с результатами, все типы отношений в семье разделяются на следующие категории:
- принятие и отвержение;
- кооперация;
- симбиоз;
- авторитарная гиперсоциализация;
- маленький неудачник.
Тест «Склонность к девиантному поведению» (СДП), автор Леус Э.В
Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации, легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований.
Тест представляет собой опросник, состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом. Испытуемому предлагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из трех возможных предлагаемых вариантов ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в бланке. Экспериментаторам нельзя допускать пропуск вопросов, так как это не позволит получить достоверный результат.
При обработке бланков, каждый ответ оценивается в количестве от 2 до 0 баллов; «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Максимально по каждой шкале испытуемый может получить 30 баллов. Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социально-психологической дезадаптации: значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация, от 11 до 20 – легкая степень социально-психологической дезадаптации, от 0 до 10 – отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации.
Тест – опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Данный тест позволяет выявить особенности проявления негативных дисгармоничных отношений в семье.
Тест «Анализ семейных взаимоотношений» предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.
Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы – работу механизмов семейной интеграции. При этом родителям дается тест и бланк ответа. Предлагается ответить на вопросы (возможные варианты – да, нет, затрудняюсь ответить). Затем производится анализ результатов по шкалам.
2.2. Результаты исследования
Рассмотрим результаты диагностики девиантного поведения подростков. Целесообразно рассматривать результаты по каждой методике в отдельности.
Тест – опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В.В. Столин)
По результатам данного опросника нами было определено преобладающее родительское отношение в каждой семье.
В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр - авторитарная гиперсоциализация.
В семье 02 - V параметр - «маленький неудачник», инфантилизация.
В семье 03 - V параметр - «маленький неудачник», инфантилизация.
В семье 04 - III параметр, симбиоз.
В семье 05 III параметр, симбиоз.
В семье 06 - II параметр, социальная желательность.
В семье 07 - IV параметр, гиперсоциализация.
В семье 08 - III параметр, симбиоз.
В семье 09 - V параметр, «маленький неудачник».
В семье 10 - IV параметр, гиперсоциализация.
В семье 11 - III параметр, симбиоз.
В семье 12 - II параметр, социальная желательность.
В семье 13 - IV параметр, гиперсоциализация.
В семье 14 - V параметр - «маленький неудачник», инфантилизация.
В семье 15 - III параметр, симбиоз.
В семье 16 - III параметр, симбиоз.
В семье 17 - II параметр, социальная желательность.
В семье 18 - III параметр, симбиоз.
В семье 19 - II параметр, социальная желательность.
В семье 20 - IV параметр, гиперсоциализация.
В семье 21 - III параметр, симбиоз.
В семье 22 - IV параметр, гиперсоциализация.
В семье 23 - III параметр, симбиоз.
В семье 24 - II параметр, социальная желательность.
В семье 25 - IV параметр, гиперсоциализация.
В семье 26 - V параметр - «маленький неудачник», инфантилизация.
В семье 27 - IV параметр, гиперсоциализация.
В семье 28 - III параметр, симбиоз.
Далее нами была выделена частота встречаемости каждого из параметров, что позволило нам получить общую картину родительского отношения. Данные представлены в таблице 1.
...................................................................................................................................................
Как видим из представленных данных, среди исследуемых семей преобладает такой тип родительского отношения, как «симбиоз» (III параметр). При таком типе отношений родители стремятся к общению с ребенком, ощущают себя с ребенком как единое целое. Как правило, такие родители пытаются всеми способами оградить ребенка от различных неприятностей, трудностей, все вопросы и проблемы решают за него. При всей видимости благополучных отношений, такой тип отношения неблагоприятно сказывается на дальнейшем психическом развитии ребенка, как как у него нет возможности расширить свой жизненный опыт, нет возможности и опыта решения и преодоления трудностей.
Многие из таких детей ощущают высокий уровень тревоги, агрессию, несмотря на постоянную заботу со стороны родителей. Они ощущают недостаток личного пространства, чувствуют себя маленькими, беспомощными и беззащитными, не способными действовать самостоятельно, принимать решения, преодолевать трудности. По мере взросления, по мере развития ребенка, уровень его тревоги продолжает возрастать, ребенок становится более автономным, дистанциируется от родителей. Зачастую процесс сепарации от родителей у таких детей более болезненный, сопряжен с рядом проблем по сравнению с другими детьми.
У таких детей нередко возникает чувство вины, либо безысходности. Они ощущают, что родители никогда не дадут им свободы и самостоятельности, никогда не будут верить в их способности и возможности. В данном типе отношений основная проблема состоит в том, что родители не готовы предоставить ребенку автономность, и по мере роста автономности и самостоятельности ребенка, их тревога возрастает. При этом возрастает и степень контроля, недоверия со стороны родителя. Это пагубно сказывается как на детско-родительских отношениях, так и на дальнейшем психическом развитии ребенка.
На втором месте после «симбиоза» находится такой параметр, как авторитарная гиперсоциализация (28% семей). Как правило, при таком типе отношений родители ведут себя авторитарно по отношению к ребенку. С его мнением практически никогда не считаются, ему навязывают волю родителей, требуют полного послушания и безоговорочного выполнения всех требований. В таких семьях строгая дисциплина, строгие наказания за малейшие проступки. Детям практически не дают свободы, за ними пристально следят. Родители пытаются взять контроль над мыслями, чувствами, окружением ребенка, родители пристально следят за социальными достижениями, отношениями, успехами и неудачами детей, резко критикуют их за проступки, практически никогда не хвалят за успехи. Это неблагоприятный тип родительского отношения.
С одинаковой частотой встречаются такие параметры, как кооперация и инфантилизация (по 18% соответственно).
Кооперация – благоприятный тип родительского отношения, при котором преобладает сотрудничество, взаимопомощь, доверие. Родители доверяют детям, поощряют инициативу и самостоятельность, всегда готовы оказать помощь и поддержку. Родители высоко ценят интеллектуальные, творческие способности и навыки ребенка, помогают в их раскрытии, испытывают за детей чувство гордости. Как правило, дети чувствуют себя с родителями равными, с их мнением и интересами считаются.
Инфантилизация – неблагоприятный тип родительского отношения, при котором родители всегда считают ребенка маленьким, неспособным что-либо выполнить самостоятельно. Все интересы, чувства, взгляды ребенка родители воспринимают как детские капризы, не относятся к ним серьезно. Ребенка воспринимают как социально незрелую, неадаптированную личность. Ребенка всеми способами ограничивают от различных трудностей, проблем. Его способности недооценивают, в него не верят. Как правило, такие дети не уверены в себе, легко подвержены влиянию со стороны, боязливы, не ориентированы на достижение успеха.
Процентное соотношение различных типов отношений представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Типы отношений в семьях
Как видим из представленных, ни в одной семье нет параметра «принятие / отвержение». При преобладании такого типа отношений, родители принимают детей такими, какие они есть, уважают их права и интересы, считаются с ними. Это благоприятный тип отношений. При неблагоприятном типе отношений наблюдается эмоциональное отвержение, полное неприятие ребенка. Ни одного, ни другого варианта выявлено не было. Соответственно, это можно рассматривать как неблагоприятный фактор, который может привести к формированию девиантного поведения у подростков.
В целом, в семьях преобладает неблагоприятный тип родительского отношения, который не способствует полноценному психическому развитию, формирует социально неадаптированную личность, приводит к формированию у детей высокого уровня тревожности. Благоприятный тип родительского отношения выявлен только в 18% случаев (тип «кооперация»).
Для получения дополнительных сведений о взаимоотношениях в семье, об уровне тревожности и агрессивности у детей, нами было проведено исследование по другим методикам.
Тест «Склонность к девиантному поведению», СДП
В целом, результаты проведенного нами теста указывают на то, что большинство подростков, принявших участие в исследовании, склонны к девиантному поведению. Результаты исследования представлены в таблице 2.
...................................................................................................................................................
Как видим из представленных данных, по всем шкалам получены повышенные и высокие значения - подростки имеет выраженную склонность к зависимому и суицидальному поведению и ситуативную – к делинквентному и агрессивному поведению, что, в первую очередь, свидетельствует об определенных особенностях характера многих подростков – экстравертированность, высокая эмоциональность, потребность в контактах, вероятность демонстрации проявлений поведенческих девиаций. Все это требует целенаправленного воздействия со стороны специалистов по ресоциализации подростков и формированию социально одобряемых установок.
Далее было распределение подростков на группы, в зависимости от уровня склонности к девиантному поведению. Критерии распределения представлены в табл. 3.
...............................................................................................................................................
Распределение подростков по уровням склонности к девиантному поведению представлено на рис. 2-6.
Рисунок 2. - Сформированность социально-обусловленного поведения, %
Как видим из представленных данных, у большинства подростков наблюдается реакция подросткового группирования (как у средних, так и у старших подростков). Индивидуализация и модель социально-обусловленного поведения выработана лишь у немногих подростков. При этом, достоверно значимых различий между группой средних и старших подростков выявлено не было.
Далее нами была проанализирована склонность к делинквентному поведению среди подростков (рис.3).
Рисунок 3. – Склонность к делинквентному поведению
Как видим из представленных данных, у большинства подростков, вне зависимости от возраста, отсутствуют признаки делинквентного поведения. Ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению характерна для 28% старших подростков и для 36% средних подростков.
Рисунок 4. – Склонность к аддиктивному (зависимому) поведению
Как видим из представленных данных, у большинства подростков отсутствует склонность к аддиктивному поведению. Модель зависимого поведения сформирована у 8% старших подростков и 22% средних подростков. Ситуативная предрасположенность к аддиктивному поведению характерна 28% средних подростков и 22% старших подростков.
Далее была изучена склонность к агрессивному поведению (рис. 5).
Рисунок 5. – Склонность к агрессивному поведению, %
Как видим и представленных данных, у большинства подростков, вне зависимости от возраста, наблюдается ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению. Устойчивая модель агрессивного поведения сформирована у 16% средних подростков и у 8% старших подростков.
Далее нами была изучена склонность к суицидальному поведению (рис. 6).
Рисунок 6. – Склонность к суицидальному поведению, %
Как видим из представленных данных, у большинства средних подростков (72%), отсутствует склонность к суицидальному поведению. Однако у старших подростков в большинстве случаев (56%), наблюдается ситуативная предрасположенность к суицидальному поведению.
Как видим из представленных данных, большинство подростков в определенной степени проявляет склонность к девиантному поведению, вне зависимости от возраста. Наиболее выражена склонность к агрессивному поведению. У некоторых подростков сформирована устойчивая модель агрессивного поведения. Также выражена реакция подросткового группирования. Было показано, что средние подростки в основном не проявляют признаков суицидального поведения, тогда как у старших подростков наблюдается ситуативная предрасположенность к суицидальному поведению.
Кроме того, по результатам теста, нами были сделаны выводы о наличии тесной взаимосвязи между типом родительского отношения и психологическим состоянием детей, их склонностью к девиантному поведению. В частности, нами были выявлены зависимости, представленные в таблице 4.
.................................................................................................................................................
Таким образом, результаты исследования по данной методике указывают на наличие взаимосвязи между типом родительского отношения и психическими характеристиками ребенка. У многих детей с неблагоприятным типом родительского отношения развивается тревожность, высокий уровень агрессии, нарушен самоконтроль, отмечается неадекватная самооценка. Эти качества могут привести к формированию у детей девиантного поведения.
Тест – опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Нами были проанализированы результаты, полученные по данной методике (таблица 5).
...............................................................................................................................................
Как видим из представленных данных, в большинстве семей наблюдается такой тип отношений, как потворствующая гиперпротекция (43,2%). Это неблагоприятный тип отношений, при котором ребенок находится в центре внимания, и родители потворствуют его капризам, стремятся максимально удовлетворить его потребности, оградить от малейших проблем и неприятностей. Такой тип взаимоотношений наблюдается в тех семьях, в которых преобладает родительское отношение по типу «маленький неудачник / инфантилизация» или «симбиоз». У детей из таких семей присутствуют признаки тревоги, тревожности, замкнутости, неуверенности в себе, заниженная самооценка, боязнь неудач, в некоторых случаях – агрессия, невротическое состояние. Присутствуют признаки одиночества, потребности в защите, поддержке. Это неблагоприятные качества, предрасполагающие к формированию девиантного поведения.
На втором месте – доминирующая гиперпротекция (25,2%). При таком типе отношений ребенок также находится в центре внимания, ему отдают много сил. Но это в основном авторитарный контроль, при котором ребенку навязывают свою волю, контролируют все его действия. С мнением ребенка при этом никто не считается. Действует много запретов, ограничений, наказания за малейшее непослушание. Как правило, доминирующая гиперпротекция наблюдается в тех семьях, в которых преобладает такой тип отношения, как авторитарная гиперсоциализация. У детей из таких семей присутствуют признаки тревожности, агрессии (как средство самозащиты), демонстративность поведения, недоверие к окружающим, замкнутость. Эти дети также склонны к девиантному поведению.
На третьем месте – демократический стиль воспитания (20,8%). Это стиль воспитания, при котором родители ценят и уважают ребенка, считаются с его мнением, гордятся его успехами, способствуют реализации способностей и задатков, гордятся достижениями и успехами. Как правило, в таких семьях складываются доверительные отношения между детьми и родителями. Данный тип взаимоотношений сопоставим с типом родительского отношения «кооперация». У детей из таких семей, как правило, адекватный уровень самооценки, спокойное состояние, отсутствие признаков тревожности, агрессии. Эти дети не склонны к девиантному поведению, проявляют признаки нормативного поведения.
Встречаются и такие типы взаимоотношений, как жестокое обращение с детьми, гипопротекция и повышенная моральная ответственность. При жестком обращении оказывается сильное психическое давление на ребенка, возможно физическое наказание, лишение удовольствий. Такой тип отношений наблюдается в семье 07. Этот тип сопоставим с таким типом родительского отношения, как авторитарная гиперсоциализация. У ребенка из этой семьи присутствуют признаки тревожности, агрессии (как средство самозащиты), недоверие к окружающим, замкнутость, формируется девиантное поведение.
В одной семье выявлен такой тип взаимоотношений, как гипопротекция. Это тип отношений, при котором ребенок в большей степени предоставлен сам себе, ему не хватает внимания, заботы, контроля. Этот тип сопоставим с таким типом родительского отношения, как симбиоз. Наблюдается в семье 04. У ребенка из этой семьи присутствуют признаки тревожности, заниженной самооценки, неуверенности, одиночества, потребности в защите, заниженная самооценка.
В одной семье (12) наблюдается повышенная моральная ответственность. Это тип отношений, при котором к ребенку предъявляют завышенные требования, на него возлагают большие, порой невыполнимые задания и требования. Такой тип отношений сопоставим с таким типом родительского отношения, как кооперация. У ребенка из этой семьи наблюдается адекватная самооценка, однако присутствуют небольшие признаки тревожности.
Семей с таким типом отношений, как эмоциональное отвержение, выявлено не было. Также не было выявлено и семей с таким типом родительского отношения, как принятие / отвержение. Вероятно, эти типы отношений коррелируют между собой.
Таким образом, результаты указывают на наличие тесной связи между типом отношений в семье и уровнем тревожности детей. Результаты показывают, что в большинстве семей нарушены детско-родительские отношения, что влечет за собой высокий уровень тревожности и агрессивности у детей, приводит к нарушению психического состояния, предрасполагает к формированию девиантного поведения. Такие дети (семьи), нуждаются в специальной коррекционной работе, направленной на профилактику девиантного поведения, на нормализацию психического состояния, на гармонизацию детско-родительских отношений.
Выводы по главе 2.
По результатам исследования, среди исследуемых семей преобладает такой тип родительского отношения, как «симбиоз» (III параметр). На втором месте после «симбиоза» находится такой параметр, как авторитарная гиперсоциализация (28% семей). С одинаковой частотой встречаются такие параметры, как кооперация и инфантилизация (по 18% соответственно). Ни в одной семье нет параметра «принятие / отвержение».
В целом, в семьях преобладает неблагоприятный тип родительского отношения, который не способствует полноценному психическому развитию, формирует социально неадаптированную личность, приводит к формированию у детей высокого уровня тревожности. Благоприятный тип родительского отношения выявлен только в 18% случаев (тип «кооперация»).
Для получения дополнительных сведений о взаимоотношениях в семье, об уровне тревожности у детей, нами было проведено исследование по другим методикам, в частности, использовалась методика «Несуществующее животное».
Нами было установлено, что в рисунках детей присутствуют элементы, которые указывают на высокий уровень тревожности у детей. Элементы тревожности выявлены практически у всех детей, у которых в семьях преобладает III параметр (симбиоз), V параметр - «маленький неудачник», инфантилизация. У детей, у которых в семье преобладает IV параметр (гиперсоциализация), наряду с признаками высокой тревожности, преобладают также признаки агрессии, враждебности и самозащиты. У детей, в семьях которых преобладает II параметр (кооперация, социальная желательность), как праивло, нет ни признаков агрессии, ни признаков тревожности. Такие дети чувствуют себя в семье максимально спокойно, комфортно.
В целом, по результатам качественного анализа рисунков, нами были сделаны выводы о наличии тесной взаимосвязи между типом родительского отношения и психологическим состоянием детей. У многих детей с неблагоприятным типом родительского отношения развивается тревожность.
Анализ по методике АСВ показал, что в большинстве семей наблюдается такой тип отношений, как потворствующая гиперпротекция (43,2%). Такой тип взаимоотношений наблюдается в тех семьях, в которых преобладает родительское отношение по типу «маленький неудачник / инфантилизация» или «симбиоз». У детей из таких семей присутствуют признаки тревоги, тревожности, замкнутости, неуверенности в себе, заниженная самооценка, боязнь неудач, в некоторых случаях – невротическое состояние. Присутствуют признаки одиночества, потребности в защите, поддержке.
На втором месте – доминирующая гиперпротекция (25,2%). Как правило, доминирующая гиперпротекция наблюдается в тех семьях, в которых преобладает такой тип отношения, как авторитарная гиперсоциализация. У детей из таких семей присутствуют признаки тревожности, агрессии (как средство самозащиты), демонстративность поведения, недоверие к окружающим, замкнутость.
На третьем месте – демократический стиль воспитания (20,8%). Данный тип взаимоотношений сопоставим с типом родительского отношения «кооперация». У детей из таких семей, как правило, адекватный уровень самооценки, спокойное состояние, отсутствие признаков тревожности, агрессии.
Встречаются и такие типы взаимоотношений, как жестокое обращение с детьми, гипопротекция и повышенная моральная ответственность.
Результаты показывают, что в большинстве семей нарушены детско-родительские отношения, что влечет за собой высокий уровень тревожности и агрессии у детей, склонность к девиантному поведению.
Заключение
Актуальной проблемой современности является проблема девиантного поведения подростков. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.
Одной из основных причин развития девиантного поведения детей и подростков является нарушение суверенности психологического пространства детей и подростков. Поэтому актуальным направлением современных исследований является изучение взаимосвязей между нарушениями суверенности психологического пространства детей и подростков и проявлением у них склонности к девиантному поведению.
Цели исследования достичь удалось. Исследовали особенности формирования девиантного поведения у подростков.
Все задачи решены в полном объеме:
1. Раскрыли сущность понятия «девиантное поведение».
2. Рассмотрели психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
3. Проанализировали специфику девиантного поведения подростков.
4. Провели исследование особенностей формирования девиантного поведения среди подростков.
В ходе проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что нарушение детско-родительских отношений, нарушение личного пространства, возникшие в связи с этим психологические проблемы, способствуют развитию девиантного поведения у подростков
В результате анализа литературных источников, нами было установлено, что термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений. Следует отметить еще один аспект в анализе девиантного поведения индивида – это проблема соотношения социального и биологического в человеке. Самым привычным пониманием девиантности стало негативное восприятие отклонений в системе социальных отношений. Теоретически осмыслить такой сложный социально-психологический феномен, как девиантное поведение человека, будет трудно, если не изучить психологические особенности лиц, его проявляющих.
Нами была приведена психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста. Большинство исследователей в первую очередь обращает внимание на негативные аспекты подросткового возраста, выраженность негативных установок и переживаний. Подростковый возраст – сложный и противоречивый период в жизни подростка. Это период, когда подростка мучают мысли и состояния, противоречащие друг другу. Ребенок стремится найти себя в мире, влиться в мир взрослых, что зачастую приводит к нарушению суверенности психологического пространства, и как следствие, развитию девиантного поведения. Личность с депривированным психологическим пространством склонна проявлять девиантное поведение. Депривация чаще всего развивается в семье, в результате нарушения детско-родительских отношений.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование особенностей девиантного поведения подростков. По результатам исследования установили, что в семьях преобладает неблагоприятный тип родительского отношения, который не способствует полноценному психическому развитию, формирует социально неадаптированную личность, приводит к формированию у детей высокого уровня тревожности. Благоприятный тип родительского отношения выявлен только в 18% случаев (тип «кооперация»).
В большинстве семей наблюдается такой тип отношений, как потворствующая гиперпротекция (43,2%). Такой тип взаимоотношений наблюдается в тех семьях, в которых преобладает родительское отношение по типу «маленький неудачник / инфантилизация» или «симбиоз». У детей из таких семей присутствуют признаки тревоги, тревожности, замкнутости, неуверенности в себе, заниженная самооценка, боязнь неудач, в некоторых случаях – невротическое состояние. Присутствуют признаки одиночества, потребности в защите, поддержке.
На втором месте – доминирующая гиперпротекция (25,2%). Как правило, доминирующая гиперпротекция наблюдается в тех семьях, в которых преобладает такой тип отношения, как авторитарная гиперсоциализация. У детей из таких семей присутствуют признаки тревожности, агрессии (как средство самозащиты), демонстративность поведения, недоверие к окружающим, замкнутость.
На третьем месте – демократический стиль воспитания (20,8%). Данный тип взаимоотношений сопоставим с типом родительского отношения «кооперация». У детей из таких семей, как правило, адекватный уровень самооценки, спокойное состояние, отсутствие признаков тревожности, агрессии.
При исследовании психологических особенностей детей, были сделаны выводы о наличии тесной взаимосвязи между типом родительского отношения и психологическим состоянием детей. У многих детей с неблагоприятным типом родительского отношения развивается тревожность, агрессивность, враждебное отношение, нарушается самооценка и самоконтроль. Все это приводит к нарушению поведения, к формированию девиантных форм поведения.
Список используемой литературы
1. Артемьева Г.Н. Детско-родительские отношения в семьях воспитанников воскресной школы: монография / Артемьева Г.Н., Истомина И.П. — Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. 110 c.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей / Астапов В.М. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 c.
3. Барсуков А.В., Маркелова Т.В., Широкова А.А. Анализ научных представлений на становление тревожных черт личности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62(2). С. 268 – 270.
4. Бойко Т.Н. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/07/test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin (дата обращения - 28.04.2022).
5. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2016. 266 с.
6. Галина Г.Г. Девиантное поведение: причины, формы, виды. – Режим доступа: https://infourok.ru/deviantnoe-povedenie-prichiny-vidy-formy-4458231.html (дата обращения - 30.04.2022).
7. Гаурилюс А. В. Смысложизненные ориентации подростков // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2017. № 6. С. 43-45.
8. Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. №1. С. 108 - 125.
9. Зибер А.А. Психология девиантного поведения. – Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/91025/ (дата обращения – 30.04.2022).
10. Карапетян Л.В. Исследование благополучия в отечественной психологии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 132-137.
11. Карпович Т.Н. Психопрофилактика и психокоррекция патологических черт характера учащихся в подростковом и юношеском возрасте: учебно-методического пособие / Карпович Т.Н. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. 176 c.
12. Кемелова В.К. Проявление тревожности в различных ситуациях // Медицина Кыргызстана. 2016. №3. С. 32-34.
13. Кенсаринова М.В. Девиантное поведение как психологическая проблема // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1 (часть 2). С. 264-266.
14. Клименкова Е.Н. Качество привязанности и способность к эмпатии в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 119—131.
15. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126—137.
16. Коробанова Ж.В., Полевая М.В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социально-гуманитарные знания. 2020. №1. С. 145-154.
17. Красило Т.А., Кежватова Е.А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у студентов // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 85 - 100.
18. Куприянова М.В., Богданова Т.М. Девиантное поведение у подростков. Профилактические мероприятия в медицине // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 12-19.
19. Лукичев В.В. Отклоняющееся поведение. – Режим доступа: https://arnar.ru/stati/lukichev-otklonyayushcheesya-povedenie/ (дата обращения – 30.04.2022).
20. Лукьянов О.В. Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Сибирский психологический журнал. 2018. №29. С. 41–46.
21. Мечкасская М.В. Методика «Рисунок несуществующего животного». – Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/10/03/metodika-risunok-nesushchestvuyushchego-zhivotnogo (дата обращения - 28.04.2022).
22. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. №46(6). С.110-118.
23. Олейник О.Ю. Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с особенностями психологического пространства личности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. №2. С. 19-29.
24. Ольнева Н.Ю. Опросник "Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.). – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2019/11/10/oprosnik-analiz-semeynyh-vzaimootnosheniy-metodika (дата обращения - 28.04.2022).
25. Пузько В.И., Чернявская В.С. Психологическое благополучие и стратегии совладающего поведения у старшеклассников // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1. С. 269-273.
26. Решетова Т.Я. Представления о феномене тревожности личности в современной психологии. – Вестник Университета Российской Академии образования. 2021. №1. С. 90-94.
27. Рукавишникова А.В. Девиантное поведение личности. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/531559 (дата обращения - 30.04.2022).
28. Сафонова М.В. Сравнительный анализ профилей суверенности подростков с различными уровнями психологической суверенности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. №41(3). С.114-125.
29. Сафонова М.В., Тихонова Д.А. Удовлетворенность жизнью подростков с различными уровнями психологической суверенности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. №42(4). С.126-139.
30. Тарутина Д.А., Хабибулин Р.Г. Девиантное поведение: причины, виды и формы проявления // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2020/article/2018021894?ysclid=l2ljozm3kj">https://scienceforum.ru/2020/article/2018021894?ysclid=l2ljozm3kj</a> (дата обращения: 30.04.2022 ).
31. Ткаченко И.В. Практикум по психоконсультированию и психокоррекции: учебное пособие / Ткаченко И.В., Евдокимова Е.В. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019. 205 c.
32. Холмогорова А.Б. Комплексный анализ идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 11. № 5. С. 25 - 43.
33. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 25 - 43.
34. Юдина Л.Т. Организация совместного времяпровождения семьи. – Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-sovmestnogo-vremyaprovozhdeniya-semi-1771366.html (дата обращения - 30.04.2022).
35. Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 13 - 23.
36. Bossuyt S. The compelling urge to misbehave: Do impulse purchases instigate unethical consumer behavior? // |Journal of Economic Psychology. 2017. №58. Р. 60-76.
37. Boukis A. Achieving favourable customer outcomes through employee deviance // Service Industries Journal. 2016. №36 (7–8). Р. 319-338.
38. Richards J. The many approaches to organisational misbehaviour: A review, map and research agenda // Employee Relations. 2018. №30 (6). Р. 653-678.
39. Schaefers T., Wittkowski K., Benoit S., Ferraro R. Contagious effects of customer misbehavior in access-based services // Journal of Service Research. 2016. 19 (1). Р. 3-21.
40. Yoo J. Customer power and frontline employee voice behavior: mediating roles of psychological empowerment // European Journal of Marketing. 2017. 51(1). Р. 238-256.