Автомобильные запчасти в России начали дорожать стремительно и сильно. Склады автопроизводителей, работающих на российском рынке, пустеют, дилеры предпринимают сложный комплекс мер, чтобы обеспечить ремонт клиентских машин. «Автомобиль года в России» дает рекомендации, что можно предпринять в такой ситуации.
О том, что автомобильные запчасти подорожали с начала кризиса в среднем на 30%, сообщила со ссылкой на свои источники газета «Коммерсантъ». Согласно этой информации, главными дефицитными узлами и расходниками на сегодня являются бамперы, стекла и оптика. Цены на такие запчасти сегодня оказываются по факту до шести раз выше рекомендованных.
Соответственно отмечается также шквальный рост цен на кузовной ремонт, запчасти для которого резко подорожали. А именно, вне зависимости от марки автомобиля на 34% выросли в цене передние бамперы, на 32% – задние. Также на 32% подорожали фары, на 31% – крылья, на 30% – передние двери, на 29% – капоты, задние двери и решетки радиатора, на 26% – стекла.
В то же время как для относительно новых, так и «возрастных» моделей усугубилась проблема с агрегатными деталями и электронными блоками. Дело в том, что приобрести такие узлы на авторазборке не всегда бывает возможно, поскольку многие элементы уникальны и привязаны к VIN-номеру автомобиля.
Проблему, как известно, старается решить Минпромторг, который легализовал «параллельный импорт» целого списка автокомплектующих. Параллельный импорт, напомним, допускает ввоз в страну оригинальных товаров без разрешения правообладателя товарного знака. Однако в полной мере проблему дефицита такая схема, к сожалению, не решает, по крайней мере – пока.
Некоторым дилерам отчасти удается решить вопрос, налаживая поставки запчастей через третьи страны, однако поставить на поток такие цепочки непросто, да и объемы не удовлетворяют весь спрос.
Как возникшую проблему решают реальные владельцы? Судя по профильным форумам, многие наши соотечественники пытаются раздобыть необходимые детали в обход дилеров, пытаясь получить искомое как через российские «авторазборки», так и через зарубежные магазины запчастей (например, через такие площадки, как АliExpress). Последний вариант, хоть и рабочий, сопряжен с логистическими рисками. Да и в целом такая практика сулит сложности. Ведь, приобретая запчасть не у дилера, клиент получает гарантию на ремонтные работы, но не на саму запчасть. И это уже не говоря о том, что купленная на свой страх и риск деталь может попросту не подойти, а сдать ее обратно в магазин или на склад уже не получится.
Чем еще пугают эксперты от автобизнеса? Например, практически неизбежным ростом числа угонов автомобилей, которые будут банально разбираться и продаваться на запчасти. В том числе и поэтому сегодня самое время задуматься о страховке вашей «ласточки» от угона (сколько бы такая услуга ни стоила, обратиться за ней – самое время).
Или, как вариант, защитите свое авто разного рода антиугонными системами и/или гаражом, или охраняемой автостоянкой. Кстати, специалисты прогнозируют уже сейчас заметное подорожание аренды охраняемых парковок. Также, увы, следует ожидать резкого увеличения объема контрафактных автозапчастей – такие ситуации, к сожалению, нередки в условиях долговременного дефицита.
Мы же должны порекомендовать нашим читателям как минимум провести плановое ТО раньше регламентного срока, равно как закупить расходники, которые могут в скором времени оказаться серьезным дефицитом. Речь, прежде всего, об элементах подвески (повод поехать на автосервис и получить рекомендацию о превентивной замене). Из расходников точно имеет смысл закупить несколько комплектов свеч зажигания или накала, фильтры, тормозные колодки и тормозные диски, элементы ГРМ, помпу и бензонасос.
Имеет также смысл превентивно и не мешкая поменять элементы автомобиля, которые могут износиться или сломаться в обозримом будущем. Если машина уже немолода (пробежала не менее 100 тыс. км), то можно без колебаний решиться на ремонт изношенных элементов коробки передач, сцепления, цепей или ремней ГРМ вместе с помпой. На все про все, считают эксперты, у владельцев есть два-три месяца. Позже за дефицитный товар, равно как и за ремонт с использованием таких запчастей, очень вероятно, придется заплатить втридорога.