Информационная повестка последних месяцев не перестаёт удивлять и то, что в мирное время могло обсуждаться месяцами, теперь забывается через пару дней. Интересно, через сколько забудут обещание воскресить легендарную советскую марку автомобилей Москвич?
Для тех, кто бережёт свои нервные клетки и старается избегать общих новостных лент, коротко обрисую ситуацию:
В конце марта производство на заводе Renault в Москве остановили, а 16 мая концерн и вовсе решил полностью его закрыть. На что тут же отреагировал столичный градоначальник, решив «забрать завод на баланс столицы» и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич».
Звучит смешно, но допустим. Для затравки фотография того, как выглядел оригинальный «ещё АЗЛК» до того как превратился в «Рено».
Так как Москва ещё не разрослась до размеров половины России и не все читатели в ней ориентируются, пару слов, о какой производственной площадке сейчас пойдёт речь. Завод Renault разместили в цехах бывшего АЗЛК на Волгоградском проспекте. Вот как он выглядит со спутника.
Этой площадке повезло, машин на парковке, не то чтобы стало больше, но если сравнить с так называемой «исторической территорией АЗЛК», то разница заметна невооружённым взглядом. Вот так было в 2007…
…а так стало к 2020 году. Ещё в 2006 году компании-застройщики MR Group и «Метрополь» выкупили у столичной мэрии 23 га территории завода, чтобы построить здесь жильё и сопутствующую инфраструктуру.
С середины 2010-х на части бывшей заводской территории началось активное строительство «элитных» жилых комплексов. На месте цехов, где выпускали легендарные народные малолитражки КИМ-10, Москвич-400 и первые «большие» автомобили Москвич-408 и Москвич-412 стали стремительно расти «человейники». Обратите внимание и на бывшие заводы слева от АЗЛК, раньше там были крупный подшипниковый и шинный заводы. Стоит ли сравнить полноту производственного цикла у предприятия Renault или советского АЗЛК? Вопрос риторический.
Нам территория АЗЛК запомнилась пустынными пространствами громадных цехов на будущей площадке «Рено» и заводскими руинами на той части завода, что была отдана под застройку. Объективно, от АЗЛК не осталось практически ничего и то, что сейчас на его месте — это новое, не имеющее преемственности к «Москвичу» производство.
Чтобы немножко разбавить фотографии заброшенных цехов я хочу немного напомнить про историю завода АЗЛК и ещё раз сделать акценты на цикличности истории, что словно болид на гоночном треке, без устали накручивает круги. И как это часто бывает в спорте больших достижений, прогресс на каждом следующем круге минимальный, если вообще есть…
Говорят, для восстановления производства хотят подключить мощности предприятий КАМАЗ и ГАЗ. Спирали истории! Ведь история АЗЛК, что началась в ноябре 1930 года, стартовала в качестве филиала Горьковского автозавода и назывался он тогда «Государственный автосборочный завод имени Коммунистический интернационал молодёжи».
Самостоятельность завод обрёл только в 1939 году. И вот вам ещё один «исторический виток». «Импортные» автомобили здесь собирались с самого основания, сначала это были американские Model A (легковушку с откидным верхом) и Model АА — грузовик, а затем была «Москвич-400», собранный по образцу Opel Kadett K38 (чертежи получены по репарации).
Перегружать читателя полной историей завода не хочу (её во всех подробностях можно найти в сети), просто хочу отметить, что начинать собственное производство с готовых решений импортных производителей было распространённой практикой в Советском Союзе.
То, что АЗЛК не повторил судьбу ЗИЛ — уже большая удача. Лучше уж будет импортный производитель на месте советского завода, чем очередной жилой комплекс или торговый центр. Лучшим развитием событий было бы сохранение оригинального «Москвича» и выводом марки на новый уровень, но увы, от него ничего не осталось…
Удивительно, но буквально пару месяцев назад на нашем канале вышел материал про исчезнувший музей завода АЗЛК:
Тогда мы даже не думали о том, что в скором времени «возрождение» марки станет не шутливой новостью, а вполне себе амбициозными, пусть и сильно оторванными от реальности планами.
В качестве интересного факта: для своего времени, «Москвичи» были интересными аппаратами, но «подводили» их моторы, в чём каюсь, есть вина и нашего уфимского моторостроительного завода. Любопытно, что цех, где собирали, двигатели для Москвичей начали разбирать совсем недавно и если получится, то возможно у нас будет оттуда репортаж.
Вместо заключения. Чтобы по-настоящему сохранить производство, нужно было в первую очередь думать о людях — в годы Великой Отечественной войны, порой буквально в «голом поле», «костяк» рабочего коллектива организовывал и запускал производство в рекордные сроки.
Где сейчас трудовой коллектив АЗЛК? Что с конструкторским бюро и его наработками? «Шильдик» на машину можно приклеить любой — это дело нехитрое, но быть Renault от этого автомобиль не перестанет. Тогда в чём смысл «воскрешения», всё это не более чем громкие слова.
P. S. Сохранять производства и рабочие места надо, но громкие заявления о «воскрешении» Москвича — неуместный популизм. Той марки давно уже нет и сейчас то время, когда нужно справляться с новыми вызовами, а не цепляться за достижения предков. А что по этому поводу думаете вы?