Очень популярной и полезной для истории и моего повествования))) является тема «Пища, Еда или кулинария в живописи и/или литературе». Ведь, как известно, «Человек есть то, что он ест». Иногда, но к сожалению, очень редко, художники, писатели и поэты прибегают к изображению процесса приготовления пищи или изображению трапезы в своих сюжетах. Такие произведения и картины не только дают представление о системе питания, которая существовала в эпоху создания, например, картины или натюрморта, но часто имеют символический смысл или зашифрованное послание, которое интересует не только специалистов по теории искусств, но и созерцателей великого шедевра.
Можно начать с любого века и с любого художника, но мне почему-то хочется начать с полотна итальянского художника Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio), «Ужин в Эммаусе» 1601-1602, которое хранится в Национальной Галерее Лондона.
Картина "Ужин в Эммаусе" была написана для римского аристократа и банкира Чириако Маттеи. За работу 7 января 1602 Караваджо получил 150 крон. Позднее произведение приобрел кардинал Сципион Боргезе.
Сюжет картины таков. Вскоре после того, как Христос был распят и воскрес, Клеопа и другой его безымянный ученик отправились в Эммаус - селение неподалеку от Иерусалима. По дороге их повстречал Иисус в ином обличие, который присоединился к ним, но путники Его не узнали. Затем он остался с ними в доме, так как было уже поздно, и отведав с ними еды, но только когда «сотрапезник» разломал хлеб, как во время таинства, ученики вдруг узнали Иисуса, но Он стал невидимым для них.
На столе - натюрморт, который имеет символическое значение. Историками, живописцами, учеными было предпринято множество попыток раскрыть значение натюрморта. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, черный виноград также указывает на смерть, а белый является олицетворением Воскрешения. Еще одним символом Воскрешения является гранат. Яблоки в системе значений «читаются» двояко: и как плоды благодати, и как указание на первородный грех, искупленный кровью Христа. Тень от корзины с фруктами на столе образует очертания рыбы – это один из символов Христианства.
Специалисты считают, что в реальности весной, когда происходит действие сюжета, такие фрукты не могли быть поданы на столе, поскольку еще не созрели. Это лишь доказывает символическое значение «продуктов» на картине.
Плавно перейдем к более понятным нам сюжетам 17 века. Первым и самым преданным последователем идей Караваджо, но уже на испанской земле, считаеться Диего Веласкес (1599 — 1660).
Картина Диего Веласкеса - «Женщина, готовящая яйца», а в русской традиции "Старуха, жарящая яйца (яичницу)" - одна из самых известных картин молодого художника, написанная приблизительно в 1618 году. Полотно относится к раннему периоду творчества живописца, когда Веласкесу исполнилось всего 19 лет. Ну ни гений? Гений!!! Картина юноши стала одним из лучших образцов испанского барокко.
Прежде чем стать придворным живописцем испанского короля Филиппа Четвертого, Диего Веласкес написал немало прекрасных картин в жанре "бодегон". С именем Диего Веласкеса и связывают возникновение такого жанра испанской живописи, как "бодегон". Бодегон (исп. bodegón от bodega «трактир, харчевня») натуралистичный жанр испанской живописи, сочетающий в себе элементы жанровой сценки и натюрморта. Впервые этот термин использовал Франциско Пачеко - сначала учитель, а позже и тесть Диего Веласкеса. Испания 17 века обязана ранним бодегонам именно Веласкесу, а Веласкес, в свою очередь - работам гениального живописца Микеланджело Караваджо.
Сюжет таков. На переднем плане изображена пожилая женщина, готовящая яйца в плоском глиняном горшке с водой (похоже на сковороду, но не сковорода), возможно, что женщина - мать художника. По мнению кулинаров, Веласкес изобразил процесс приготовления не яичницы, а именно яиц-пашот, поскольку в ту пору масло стоило баснословно дорого, и жарить предпочитали на сале, которое тоже не дешево, а для простоты и дешевизны яйца часто готовили в кипящей воде, как «пашот» или позже «бенедикт». Веласкесу с большим мастерством удалось передать процесс изменения яйца во время готовки.)))
Название картины на русский язык традиционно переводится как «Старуха, жарящая яичницу», но в первоисточнике название более обтекаемо — «Женщина, готовящая яйца», поскольку до сих пор остается открытым вопрос, что готовит женщина - яйцо-пашот или яичницу.
Одно время картина находилась в собственности фламандского купца Николаса де Омазура. А в 1813 году была продана на аукционе "Кристис" в Лондоне и с той поры не покидала пределы Великобритании. В настоящий момент картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.
Интересно, что позже в XIX веке яйца-пашот были широко популярны у русской аристократии. Об этом можно прочитать у Пушкина в стихотворном послании к Соболевскому, которое с полным правом можно назвать гастрономическим путеводителем. «Яичницу свари» - значит, закажи яйцо-пашот.
У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони,
Да яичницу свари.
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке.
Жареных котлет отведай (именно котлет)
И отправься налегке.
Как до Яжельбиц дотащит
Колымагу мужичок,
То-то друг мой растаращит
Сладострастный свой глазок!
Поднесут тебе форели!
Тотчас их варить вели,
Как увидишь: посинели,
Влей в уху стакан шабли.
Чтоб уха была по сердцу,
Можно будет в кипяток
Положить немного перцу,
Луку маленькой кусок.
Яжельбицы — первая станция после Валдая. — В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? если же нет,
У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай.
Из письма А.С. Пушкина к Соболевскому.
Приятного аппетита!
Алена Ли (С).