Начну с главного — собственно заправка кондиционера может и не понадобиться, а вот провести проверку/диагностику системы вентиляции и кондиционирования накануне летней эксплуатации не просто необходимо, а — крайне необходимо!
Причин тому несколько. Во-первых, диагностика включает в себя не только проверку уровня (и вообще наличия) хладагента в системе, но и санитарную антибактериальную обработку самой системы. Ведь за зиму на приборах системы отопления/вентиляции/кондиционирования наверняка «что-то завелось», и от этого я, например, избавляюсь каждую весну. В качестве ежегодного обязательного сезонного обслуживания (СО).
Во-вторых, и масло в компрессоре, и хладагенты в системе имеют обыкновение испаряться через пористые материалы, через сочленения и крепежи, а также через микротрещины, которые невооруженным взглядом и обнаружить-то невозможно. Как известно, протечки систем кондиционирования сегодня проверяются специальными ультрафиолетовыми «красителями».
В-третьих, все механические пары трения имеют обыкновение изнашиваться, а наружные приборы и устройства зимой однозначно подвергаются дорожным агрессивам. Чего уж говорить о резиновых патрубках, медных и алюминиевых сочленениях, разветвлениях, переходниках и тд.
Как известно, рвётся там, где тонко, а кондиционер перестаёт работать, аккурат когда наступает жара. А в жаркое время года, в том числе и в преддверии знойной поры, когда начинается ажиотаж и выстраиваются очереди к «кондиционерщикам», найти специалиста по системам кондиционирования, конечно, можно… однако и цены у спецов в этот период — мы знаем какие!
Именно поэтому данная статья готовится к публикации весной. Пока не началось!
Диагностика
В чем именно она заключается? Каждую зиму приборы и устройства систем отопления, вентиляции и кондиционирования эксплуатируются в условиях перепадов температур, высокой загрязненности и повышенной влажности, поэтому странно слышать от иного, даже опытного, автовладельца, когда он говорит, что, мол, ...диагностироваться еще рановато.
Поломка любого звена системы может случиться из-за:
- банально грязного/загрязненного радиатора системы охлаждения или самого конденсора;
- забитого воздушного и/или салонного фильтра;
- неправильной или некорректной работы электронного блока управления двигателем и/или системы климат-контроля;
- «капризов» компрессора, который может перестать качать именно в "нужный" момент;
- расширительного клапана кондиционера (ТРВ), который производит регулировку объема хладагента, поступающего в испаритель;
- электрических неисправностей, механических повреждений любого из устройств, из-за внутренних засоров и тд и тп…
Немного статистики
- За один сезон, а если сказать точнее, то за календарный год эксплуатации система кондиционирования любого авто теряет в среднем от 10 до 12-15 процентов хладагента. Именно поэтому подавляющее большинство Инструкций в наших бардачках рекомендуют замену (или как минимум — ревизию) системы раз в четыре года.
- При потере системой около 50% хладагента эффективность кондиционирования (охлаждения воздуха в салоне) стремится к нулю.
- Потери хладагентов в новом автомобиле (и в неизношенных системах охлаждения) несколько меньше, а если твоё авто «в годах», то случается и больше 20-ти процентов в год, отсюда вытекает закономерное правило сокращения межрегламентных сроков и пробегов для подержанных авто.
Объемы фреона (а правильнее говорить — хладагента) в наших автомобилях разные и зависят не только от литража и мощности самого двигателя, но и от типа кузова (седан, хетчбэк, универсал), от объема «жилого пространства», от наличия/отсутствия внештатной тепло- (а заодно: звуко- и шумо-) изоляции.
Спецы по обслуживанию систем кондиционирования называют разные объемы желательной ежегодной дозаправки фреонов (хладагентов) в разных автомобилях:
- малолитражный автомобиль — от 0,2 до 0,3 кг в год;
- автомобили с двигателями от 1,5 до 2,0 литров и только с одним испарителем (это наиболее распространенный вариант) — от 0,6 до 0,7 кг каждую весну;
- многолитровые моторы и/или многоместные габаритные авто с двумя испарителями и с двузонными системами климат-контроля — от 1,2 до 1,6 кг за сезон;
- автомобили с тремя и более зонами климат-контроля, а также с наличием охлаждаемых боксов-холодильников и тд — более 2,0 кг хладагента за одну дозаправку.
Можно ли провести диагностику самостоятельно своими силами?
Нельзя! Кроме разве что первичной, когда ваша рука, поднесённая к соплу системы вентиляции говорит вам: «...а чтой-то не холодит совсем». По субъективным ощущениям исправность/неисправность системы кондиционирования определить невозможно, только при наличии специальных инструментов.
Заправка/диагностика кондиционеров — это весьма специфическая область автомобильного бизнеса. Подобный сервис требует наличия опытных квалифицированных работников, специального оборудования, отлаженных схем работы, а также оборотного склада различной автомобильной «мелочёвки» — от метизов и специального крепежа до профильных расходников.
Из личного опыта: шофёрские байки и распространённые ошибки
Если вы найдете автосервис, где вам пообещают диагностику кондиционера по цене ниже среднерыночной, значит можете считать свои деньги впустую потраченными. Мне рассказывали о самых разных способах развода клиента. Например, о так называемом «вакуумировании» кондиционера. Якобы, если в течение нескольких минут после «опрессовки» системы стрелка манометра не упала, значит — и утечек нет, и можно не заправляться. Это типичный пример обмана или, как минимум, технической неграмотности.
Оборудование, которое обязан иметь любой уважающий себя автосервис, следующее:
— стенд и инструментарий для опрессовки систем различных конструкций и контроля их герметичности;
— всевозможные шланги, патрубки, переходники, перепускные клапаны, штуцеры и краны;
— манометрический коллектор, а лучше полноценную метрологическую станцию;
— электронные весы для определения объема хладагента, дозаправляемого в систему;
— программное обеспечение для отладки «электронной части» системы;
— склад хладагентов соответствующих типов.
Хладагенты — это специальные углеводороды, которые при переходе из жидкого в газообразное состояние (в ходе испарения) снижают температуру и передают «холод по требованию». Их множество типов и видов:
R12 — хладагент одного из первых поколений, сегодня почти не применяется и даже запрещен для новых автомобилей;
R134а — более современный; в нем, например, уже отсутствует хлор и сегодня это наиболее популярный состав;
R1234yf — экологичный и экологически чистый инновационный продукт, применяется с 2014 года, однако требует исключительно точной дозировки, очистки высокого качества и повышенных мер противопожарной безопасности;
— R404а — смесь из нескольких составов, высокопроизводительна и высокотехнологична, однако крайне специфична и применяется в сплит-системах и рефрижераторах.
Примечание: категорически запрещается смешивать популярные сегодня типы R12 и R134а по причине несовместимости их и между собой, с маслами в компрессорах и «конфликта» в разных конструкциях осушителей. Если на каком-то сервисе вам скажут, что, мол, «ничего страшного», бегите оттуда, не медля ни секунды.
Итак:
— систематически проводите диагностику системы кондиционирования согласно регламентам вашего производителя;
— периодически промывайте систему охлаждения, чистите специальными составами и промывайте радиаторы охлаждения, масляные и кондиционера;
— заправляйте ваш кондиционер или дозаправляйте его, но обязательно с предварительной диагностикой...
И исключительно у профильных специалистов.
Сергей Жебаленко
автомобильный инженер, журналист,
специально для сайта автосервиса «Восток-Авто».