Минпромторг утвердил параллельный импорт автомобилей. В соответствующем приказе ведомства перечислены более полусотни автомобильных брендов, а также производителей комплектующих и шин. Автоэксперт Виталий Архиреев в комментарии для «Слово и Дело» оценил решение Минпромторга и рассказал, каким видится будущее российского авторынка в новых условиях.
Параллельный импорт – это возможность ввозить товары в Россию в обход официальных каналов дистрибуции. В новый перечень Минпромторга, разрешающего параллельный импорт вошли практически все представленные в России автобренды – как легковые, так и грузовые: Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, GM, Cadillac, Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Mercedes-Benz, BMW, Mini, Volkswagen, Skoda, Porsche, Audi, Toyota, Lexus, Subaru, Honda, Infiniti, Nissan, Volvo, и другие. Более того, в список попали бренды, официально не продающиеся в России: Hammer, Tesla, Acura, Dodge.
Эксперты уверены, что параллельный импорт оживит российский автомобильный рынок, однако по факту параллельный импорт означает легализацию «серого» рынка, пусть и в положительной его коннотации. Однако новые возможности ввоза автомобилей неизбежно приведут к росту цен.
«Конечно, мы все обрадуемся тому, что какие-то сторонние организации смогут массово завозить автомобили. Это не будут компании серого рынка, которые завозят штучный товар. Появится подобие компаний-дистрибьюторов. Наверное, пока их можно в хорошем смысле называть «серыми». Естественно, большое количество автомобилей, появившихся на рынке, будет стимулировать развитие экономики в определенных сферах. Единственное сомнение вызывают цены на эти автомобили, а также вопрос, в каком количестве они будут завозиться», — объясняет Виталий Архиреев.
Уже сейчас можно сказать, что ввозимых автомобилей не будет много, так как это только начинающийся процесс поставок, а цепочки еще не отлажены. Соответственно, объемы поставок автомобилей тоже будут небольшими. Эксперт предупреждает, что следует ожидать более высокой цены на автомобили, чем сегодня. И это – главный вопрос, ведь главное, чтобы россияне смогли себе позволить купить новую машину. Однако в нынешних экономических условиях далеко не каждая семья решится на такую покупку.
«Сейчас весь мир пребывает в условиях неопределённости. Большая часть людей старается экономить, россияне перестали делать спонтанные покупки. Ажиотажа не будет, поскольку мы еще не успели истосковаться по автомобилям, которые ушли с рынка. Опять же, статистика показывает, что по объемам продаж вторичный рынок сильно подрос. Не думаю, что появление этих автомобилей «откусит» какую-то львиную часть от вторичного рынка. Поскольку вторичный рынок сейчас насыщен, он более объемный, более емкий. Наконец, в нем очень много автомобилей в возрасте до пяти лет. То есть можно купить практически новый автомобиль, который на гарантии», — рассказал автоэксперт.
Помимо прочено, параллельно импортированным автомобилям будет довольно сложно бороться с китайскими автомобилями, на которые никаких санкций не объявлялось. Китайцы, по словам Виталия Архиреева, предлагают хорошие автомобили, ничуть не уступающие по качеству европейским и американским машинам, причем с хорошими условиями продажи, с достойными скидками, с гарантией и хорошей комплектацией.
По прогнозам, не будет отставать и АвтоВАЗ. Сегодня ситуация на производстве не самая стабильная, однако эксперт убежден: вслед за вводом параллельного импорта нам следует ожидать дополнительных мер от Минпромторга по поддержке отечественного автопрома. Соответственно, по прогнозам автоэксперта, на первые позиции в России выйдут отечественные, китайские и корейские автомобили. Западные марки, несмотря на все предпринятые условия, количественно будут сокращаться на нашем рынке.
«Китай ухватился за наш рынок. Он увеличивает дилерскую сеть своих авто по всей России. Российский автопром останется на первых позициях. И это опять же зависит не от продаж и цены, потому что цена на российские автомобили (взять ту же Vesta) абсолютно сравнялась со своими конкурентами из Кореи и Германии. АвтоВАЗ берет доступностью и широкой сетью обслуживания и продаж. Это самая большая в России дилерская сеть по обслуживанию легковых автомобилей. Соответственно, человек выбирает то, что ему потом будет проще обслуживать, как раз потому что россияне научились считать деньги и перестали гнаться за нарядной оберткой. Наконец, наши автомобили в своем классе ни в чем не уступают корейским и китайским аналогам», — считает автоэксперт.
Перечень разрешенных к параллельному импорту товаров будет корректироваться Минпромторгом. И, самое главное, новая система импорта не закрывает глаза на собственный автопром, что дает надежду на возможность полноценного импортозамещения.