Найти в Дзене

Куда и с какой целью идут «всадники Апокалипсиса»?

Оглавление

.

Всадники скачут через огонь. Фестиваль Las Luminarias в деревне Сан-Бартоломе-де-Пинарес, Испания. Фото: REUTERS/Juan Medina
Всадники скачут через огонь. Фестиваль Las Luminarias в деревне Сан-Бартоломе-де-Пинарес, Испания. Фото: REUTERS/Juan Medina

.

В самом начале рассуждений о смыслах и свидетельствах, прорисованных в образах «четырех всадников Апокалипсиса», просто необходимо отметить то знаменательное обстоятельство, что события под четырьмя первыми печатями прямо связаны с видениями «небесных коней и колесниц», которые созерцал в свое время пророк Захария, — а видения Захарии были приурочены к возвращению народа из семидесятилетнего плена в Вавилоне, то есть принадлежали временам, когда храм и город, разрушенные халдеями при пленении Израиля, в сложнейших условиях и с огромным трудом отстраивались заново, сравн.:

и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена (Дан.9:25)

.

Другими словами, поскольку книга Откровение была дарована Церкви в начале времен Новозаветного Божественного Домостроительства, когда начался выход народа Божьего из плена «мирового Вавилона» и сбор верных в созидаемой Самим Спасителем Небесной скинии, — «времена Захарии» и «времена снятия печатей» в пророческом смысле прямо соответствуют друг другу.

Конечно, многие читатели Откровения, и даже многие авторитетные богословы склоняются к тому, что под семью печатями открываются картины ужасных вселенских бедствий, потрясающих землю в самые последние дни ветхого мира. Однако если не наделять происходящее воображаемыми смыслами, а воспринимать видения так, как они описаны, можно заметить, что под тремя первыми печатями нет никаких «апокалиптических» катастроф, и что такие события проявлялись в мире во все без исключения новозаветные времена.

Гольбейн Старший. Иллюстрация к «Библии Цвингли», 1531
Гольбейн Старший. Иллюстрация к «Библии Цвингли», 1531

.

Кроме того, вполне очевидно, что ветхозаветные предтечи «коней и всадников» из книги Откровение, явленные пророку Захарии, не выступали «устроителями» беспрецедентных небесных кар, то есть не приносили на землю ни глобальных бедствий, ни разрушительных природных катаклизмов, но представляются пророку Захарии небесными служителями, в буквальном смысле «предстоящими пред Господом», сравн.:

И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те [были] горы медные. В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные… И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли (Зах.6:1-5)

.

Более того, первое появление ветхозаветных «коней и всадников» происходит в весьма знаменательном месте, находящемся между миртовыми деревьями, «которые в углублении» (Зах.1:8-10, масоретский вариант), — а в переводе Семидесяти пророк Захария видит их стоящими «между двух гор тенистых», или в другом варианте перевода — «между двух гор осеняющих».

.

Видение пророка Захарии, Зах.1:8-11
Видение пророка Захарии, Зах.1:8-11

.

Соответственно, когда далее эти же «небесные кони» появляются не из «миртовой рощи» (чего можно было бы ожидать после пребывания этих коней «между миртовыми деревьями» по масоретскому варианту), но из ущелья между двух медных гор (что в точности соответствует Септуагинте, где в Зах.1:8 упомянуты «две осеняющие горы»), — это означает, что «кони Захарии» выходили в мир не из «глубин преисподней», но прямо из притвора Небесного храма («храмовым» смыслам двух медных гор посвящены несколько отдельных публикации, см. ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3).

.

Гюстав Доре. Библия (1865), иллюстрация к видениям пророка Захарии: "...вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами...", Зах.6:1-5
Гюстав Доре. Библия (1865), иллюстрация к видениям пророка Захарии: "...вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами...", Зах.6:1-5

.

(К слову, и белая, и рыжая, и вороная масть по закону Моисея считались «чистыми», что также указывает на принадлежность «коней Захарии» к святому Небесному воинству и не позволяет воспринимать их представителями сил тьмы и «устроителями» неких ужасных вселенских бедствий.

В этом смысле только пегие-пятнистые кони уже во времена Захарии выглядели «подозрительно», так как имели на себе пятна, сравн. с определениями нечистоты в книге Левит, главы 13 и 14)

А далее пророк Захария прямо свидетельствует о том, что кони чистой «природной» масти посылаются в Вавилон (т.е. в «северную страну») для помощи народу Божьему (сравн. – «Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной», Зах.6:6), причем вполне очевидно, что «кони вороные и белые» приносят в Вавилон не беспрецедентные разрушения и бедствия, но благо и утешение для Израиля (а также свидетельство ревности о нем со стороны Господа, Зах.1:12-14).

Поэтому несмотря на то, что «проходящие мир» небесные колесницы представляли собой грозную силу, и лишали покоя тех, кто был виновен в страданиях народа Божьего, — есть все основания утверждать, что они направлялись в Вавилон не с целью совершения окончательного суда над «градом нечестия», но для того, чтобы, во-первых, облегчить народу Израиля возвращение из вавилонского плена, а, во–вторых, ограничить то зло, которое исходило от окружающих израильтян беззаконников и язычников, сравн.:

и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло (Зах.1:15)

.

И точно такой же смысл читается в свидетельстве о том, что «кони вороные и белые», отправленные в вавилонскую «землю северную», в итоге «успокоили дух Божий» в этой земле (что в случае, если бы они представляли собой силы демонические, было бы невозможно, так как любым действием нечестия зло может только умножаться):

И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю, - и они прошли землю. Тогда позвал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной (Зах.6:7-8)

.

Так что миссия трех «небесных коней» из книги Захарии была благой и «чистой» (как и они сами), — и заключалась в поддержке и помощи народу Израиля для благополучного возвращения «в землю отцов».

(При этом «земля южная», куда отправились ритуально нечистые «кони пегие», — это не Вавилон, откуда в итоге вышел народ Израиля, а Египет, где погибли все нарушители Божественного определения уйти в плен в Вавилон, Иер.42:15-17)

Соответственно, когда три из четырех «духов-ветров небесных» (белый, рыжий-огненный и вороной) в тех же образных обстоятельствах (т.е. при выходе народа из плена вселенского Вавилона) проходят перед очами тайнозрителя в книге Откровение Иоанна Богослова, — было бы неверно воспринимать их в качестве «карателей», «губителей» и «разрушителей», призванных устроить на земле беспрецедентные «апокалиптические» бедствия.

Куда более обоснованным выглядит предположение, что в новозаветные времена явленные пророку Захарии небесные воинства совершают нечто подобное той спасительной миссии, которая была возложена на них в ветхозаветные времена, и благодаря которой народ Божий смог возвратиться в свою землю из «страны северной», то есть из Вавилона (Зах.1:13-21, Зах.6:1-8).

Кроме того, пророк Аввакум, предвозвещая времена и события вселенского Новозаветного Домостроительства, прямо свидетельствует о «Господних конях» и о «спасительных колесницах»:

Бог от Фемана грядет и Святой — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля… Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные… Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки - негодование Твое, или на море - ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?... Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод (Аввак.3:3-15)

.

А это означает, что рассматривать и воспринимать явленных под первыми тремя печатями «духах небесных», которые предстоят пред Господом (Зах.6:1-8) и посылаются «обойти и осмотреть землю» (Зах.1:10), причину и «инструмент» губительных вселенских катастроф возможно только при условии, что свидетельства книги Откровение толкуются не в библейском смысле, а в русле заранее сформированных «апокалиптических» ожиданий.

(Очевидно, что это утверждение не относится к четвертому всаднику, с которым связаны явные и по-настоящему смертельные бедствия)

Что касается более общих смысловых связей между всадниками из книги Откровение и ветхозаветными «небесными колесницами», — даже слова «иди и смотри», исходящие от четырех животных книги Откровения (т.е. прямо от Небесного престола), прямо связаны с особой миссией ангельских сил, прорисованной в ветхозаветные времена пророку Захарии.

(Греческое слово ἔρχου, т.е. «иди, выходи», представлено фразой «иди и смотри» по той причине, что при переводе этого фрагмента было учтено соответствие между свидетельствами Откровения Иоанна Богослова и греческим текстом книги Захарии, сравн. Зах.6:6-7 по масоретскому варианту: «…идите, пройдите землю», — и по греческой Септуагинте: «и пестрии исхождаху на землю южную: и скории исхождаху, и озираху еже ити»)

Так или иначе, с учетом всего вышесказанного есть основания утверждать, что в новозаветные времена всадники на белом, рыжем и вороном конях выходят в мир для того, чтобы помочь христианам освободиться от «вавилонского плена» своей ветхой природы и войти в святой град, которым является Небесный Иерусалим.

При этом события под пятой, шестой и седьмой печатями (т.е. освобождение «вопиющих из-под жертвенника», знамения в небесных светилах, Откр.6:9-17, а затем и «открытие Небесного храма», Откр.11:19) прорисованы в иной системе образности, которая опирается не столько на отдельные ветхозаветные свидетельства, сколько на общие смыслы Благовестия.

И, тем не менее, те пророческие свидетельства, которые открываются под тремя «последними» печатями, также обращаются к определенным ветхозаветным прообразам, достигающим полноты и завершенности не в какой-то момент времени и в отдельно взятом локальном событии, но на протяжении всех без исключения новозаветных времен (с той оговоркой, что воспринимать подобные соответствия следует не буквально, а с учетом уже произошедшей перемены времен и новозаветных состояний видимой и невидимой реальности).

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Первая печать Апокалипсиса: для чего всаднику на белом коне лук со стрелами? (Откр.6:1-2)

Предыдущая статья: Когда и кому открылась тайна семи печатей Апокалипсиса?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #семь печатей небесной книги и четыре всадника апокалипсиса #война, голод, мор и всадники апокалипсиса на белом рыжем вороном коне