Что такое «психосоматическое» расстройство? Кто-то списывает на него малейшее плохое самочувствие, кто-то ищет взаимосвязь между определенной патологией и органом тела, кто-то исследует отдельную группу «психосоматических клиентов», а кто-то вообще не хочет верить в психосоматику.
#психосоматика
Что такое психосоматика, в каких ситуациях возникают психосоматические симптомы, как они спасают психику от лишнего напряжения, а человека от угрозы «не существования», и когда препятствуют на пути осознания комплексов и трудностей, поговорим в данной статье.
Определение
Психосоматика, по мнению гештальтистов, - это вид адаптации, но вид парадоксальный, так как в нем на первом плане стоит вред, который причиняет симптом, более ассоциирующийся с нарушением деятельности, чем с пользой. Но парадокс и есть парадокс, чтобы скрыть за очевидным невероятное. Рассмотрим, что несет в себе психосоматический симптом, кроме страданий тела и изменения в худшую сторону качества жизни.
Основной парадокс психосоматики – что-то, являющееся проблемой, в то же время является методом ее облегчения. Например, в группе человек занимает некомфортную для него позу и страдает от того, что мышцы скованы. Попытка сесть более удобно, что логично, приводит к появлению психической тревоги совместно с расслаблением мышц. Данное состояние невозможно заметить, когда тело находится в напряженном положении, чтобы удержать некомфортную позу. Иначе говоря, тело начинает помогать психике тогда, когда она не может справиться с вызовами происходящего. Страдание тела переносится больше, чем страдание психики.
Примеры
Другой пример. Человека накрывает тревога в незнакомой компании. Если посмотреть на нее более пристальным взглядом, то окажется, что усиление тревоги происходит тогда, когда желание знакомства наталкивается на опасения, которые связаны с прошлым. Тревога появляется будто гребень от столкновения тектонических плит, которые называются любопытство и страх. Будет замечательно, если познакомиться подойдет кто-то любопытный и удовлетворит сдерживаемый интерес. В ином случае, тревога побудит либо уйти, либо создать телесный аналог напряжения психики в виде головной боли или спазмов мышц.
Пример показывает, что из любого положения можно выйти не двумя, а тремя способами. Организм распоряжается тремя измерениями – моторным, соматическим и психическим. Например, в отношениях человек переживает страх быть отвергнутым. Простейший выход из данной ситуации – прекращение всяких отношений с объектом переживаний, больше никогда с ним не контактировать. Реализация данной реакции происходит через моторный компонент, иначе говоря, это отыгрывание. Второй способ – пытаться игнорировать сигналы тела, не уходить из ситуации благодаря личным усилиям и получить телесный симптом для более стойкой опоры. Это психосоматический вариант. Третий способ, самый трудный – попробовать сохранить отношения, сильно переживая, не убегать и не игнорировать, пытаться найти смысл ситуации. Психический вариант переработки самый сложный, так как внутри него нужно находить ответы на много непростых вопросов. Ответ психосоматики помогает снимать вопросы к психике и «облегчать» жизнь.
Ретрофлексия
Облегчение, разумеется, происходит только с тактической стороны, в то время как в стратегическом плане всё не так уж хорошо. Психосоматическим решением откладывается решение определенной ситуации, поскольку она переводится из состояния высокой интенсивности в низкую. Симптом и есть следствие данного перевода: возбуждение психики остановлено, не реализовано в активной форме (не выражено в действии), ему приходится «упаковаться» в соматическое нарушение. При помощи симптома возможно избегание устрашающей психической реальности. Психосоматика возникает по причине расщепления внутри личности, когда тело с помощью ощущений кричит о чем-то ужасающем, а мозг в это время старается делать вид, что он все контролирует. Ощущения тела, эмоций и чувств в норме выполняют контактную функцию, другими словами, с помощью них происходит регуляция отношений организма с окружающим миром.
Психосоматическим симптомом замыкается контакт организма на себе самом: вместо прояснения происходящего в присутствии другого начинается выстраивание отношений с пораженным органом. Это проще, но данный процесс не дает развиваться.
Появление симптома происходит при изгнании в тело некоторой части эмоционального возбуждения, тем самым отчуждаясь от психической реальности. Движение обратно приносит боль, так как реинтеграция отчужденного опыта в целостное может быть сделана, обострив симптоматику. Симптом дает контролировать ситуацию там, где психика начинает погружаться в хаос. Решение психосоматики заключается в регулировании хаоса, подавляя витальность. Собственное возбуждение сдерживается с помощью механизма защиты – ретрофлексии.
Ретрофлексия похожа на обод, который сжимает бочку для сохранения своей формы. Складывается впечатление, что психосоматического клиента больше регулируют требования внешнего мира, чем он руководствуется своими внутренними ощущениями. Ретрофлексия как процесс, происходящий внутри, определенное время была запрещена, и это исходило от значимых фигур. Имеем замкнутый круг: для разворачивания удерживаемого возбуждения во внешний мир нужна чувствительность к сигналам тела, но она понижена из-за того, что появился симптом.
Психосоматический симптом – проблема, которая связана с проявлением жизнеспособности. Основной принцип таков: психосоматика появляется в месте обнаружения слабости психики. Иначе говоря, когда человек начинает сильно переживать, а это чрезмерно возбуждает психику, требуется блокировка источника эмоций – десенситизирование телесного компонента. Но невозможно снижение проявления одних эмоций и сохранение при этом других. Симптом прорастает на грядах бесчувственности. Другими словами, симптомом фиксируется понижение общей чувствительности в форме разного уровня выраженности страдания тела.
Из-за того, что витальность у психосоматического клиента снижается, формируются некоторые приемы компенсации, которые вынесены во взаимоотношения с другими людьми. К примеру, наблюдается чрезмерно значимая инвестиция отношений, когда другой человек оказывается не просто важным, но и тем, кто гарантирует выживание. Отношения становятся в такой степени главной ценностью, что больной готов на всё со своей стороны для их сохранения. Естественно, данной позицией лишь усугубляется неспособность находиться в отношениях в полной мере, если нужно подстраиваться под них и обменивать хорошее отношение на покладистое. Иначе говоря, ретрофлексию поддерживает целый ряд переживаний: человек стыдится, боится остаться брошенным, ожидает отвержения, чувствует тотальную вину. Вина уже не только регулирует, но и становится токсичной, сужает свободу проявления личности до минимальных масштабов.
Вернемся к началу статьи. Психосоматический симптом помогает выживать. Вот тут и виден парадокс: симптом не дает чувствовать, а чувствительность – это центр жизнеспособности, в то же время за счет бесчувственности он спасает психику от перенапряжения, которое невозможно перенести. С помощью механизма своего появления симптом показывает основную проблему больного – человек не может наслаждаться, проявляя свою витальность. Тогда его активность больше всего регулирует не спонтанность, а стремление к конформизму. На языке психоаналитики — это «дефицит первичного нарциссизма». «Я способен быть только тем, кем меня одобряют». Глобально, проблема психосоматического клиента такова – он боится жить. Когда данный страх уже непереносимый, его можно контролировать при помощи симптома.
Выводы
Психосоматический симптом – не внезапно атакующий враг, с которым требуется вступать в борьбу. Это союзник, но он очень слаб для того, чтобы разобраться с ситуацией в полной мере. Парадокс, но возникновение психосоматической патологии – это попытка исцелиться. От чего же исцеление? Глобально, от угрозы не существования. С помощью симптома телесно выражается фраза «Я есть», ее сложно проявить иным путем. Напомню, как действует ретрофлексия: она буквально пережимает пространство человека, делает его узким до минимального уровня присутствия. Так реализуется послание: «Я не имею права быть», его поддерживает стыд, так человек выражает чрезмерное недовольство собой.
Симптом является отчаянной инвестицией эмоционального возбуждения в тело, оказывающееся последним оплотом уникальности. Если субъект не может находиться в контакте психически, тогда он присутствует в нем в телесной форме. Симптом окажется спасателем, если будет инвестирован и станет одной доступной формой контакта и самопредъявления. Несмотря на дискомфортное состояние, которое причиняет симптом, он действует от своего имени, пусть и данное имя пока – шифры МКБ.
© Екатерина Тур, 2022-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.