«Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы её. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей — не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу, не открывай наготы её. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тётка твоя. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы её. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. Наготы жены и дочери её не открывай; дочери сына её и дочери дочери её не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные её. Это беззаконие. Не бери жены вместе с сестрой её, чтобы сделать её соперницей, чтобы открыть наготу её при ней, при жизни её» (Лев. 18:6–18).
Господь объявил, что Его «законы» и «постановления» должны соблюдаться. Вслед за этим общим заявлением Он даёт несколько конкретных законов, которые должен был соблюдать израильтянин, начиная с запретов на секс с родственницей.
Первая и основная часть этих законов, касающаяся сексуального поведения, осуждала инцест. Словом «инцест» называются сексуальные отношения между кровными родственниками, с которыми брак запрещается законом или обычаем. Сам текст определяет этот грех как сексуальные отношения с «родственницей по плоти». В большинстве культур мира на протяжении веков инцест считался недопустимым, хотя в разных сообществах эти преступления определялись по-разному. Цель следующих далее стихов состоит не столько в декларации, что инцест неприемлем, сколько в разъяснении, какие именно отношения следует считать неприемлемыми.
И всё же упомянуты не все кровосмесительные отношения. Например, в отрывке не запрещается секс между отцом и дочерью. Самое лучшее объяснение такого упущения — что все знали и принимали тот факт, что секс между отцом и дочерью недопустим. Поэтому, не было необходимости в данном разделе упоминать этот грех. Джон Спринкл согласен с таким объяснением, отмечая, что «рассказ о дочерях Лота (Быт. 19:31–38) ясно даёт понять, что такое содомитское поведение было достойно осуждения». Он указывает, что «даже самые очевидные случаи предусмотрены в общем запрете на сексуальные отношения с близкими родственницами (сеер бесаро; Лев. 18:6); согласно определению этого выражения в другом месте (Лев. 21:2–3), оно включает мать, сестру и дочь». Указанные случаи запретных отношений следует рассматривать как представительные. В этих случаях — и в других подобных им, включая наиболее явные родственные связи — израильтянин не должен был иметь сексуальных отношений с родственницами.
О причинах, почему инцест почти повсеместно является табу, ведутся споры. Один факт очевиден: для общества было бы пагубно, если бы люди привычно практиковали близкородственные браки. В этом отношении, как и во многих других, законы, имеющиеся в Пятикнижии, были благословением для Израиля, так как они предотвращали проблемы, которые могли вызвать кровосмесительные связи. Однако в Лев. 18 не указана причина запрета на сексуальные отношения между кровными родственниками, а сделан лишь намёк на то, что это практиковалось народами, которым израильтяне не должны были подражать, и что это несовместимо со святостью Господа Бога.
Стих 6. Законодательство, содержащее конкретные запреты, начинается со своего рода ключевого предложения — общего закона, который развивается и объясняется последующими конкретными постановлениями: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу». «Открыть наготу» — эвфемизм, означающий половой акт (см. Иез. 16:36; 23:18), поэтому целью постановлений в этом отрывке было уберечь израильтян от половых сношений с «родственницей по плоти». Этим запрещались кровосмесительные браки.
Всякий, кто знаком с предыдущими книгами Пятикнижия, вспомнит, что патриархи практиковали некоторые вещи, которые здесь запрещены. Например, Авраам женился на своей сестре по отцу (Быт. 20:12), а Иаков был женат на двух сёстрах одновременно (хотя и не по своей воле; Быт. 29:15–30). Почему Бог на горе Синай дал законы, осуждающие патриархов, которых Он Сам ранее выбрал? Одно из объяснений состоит в том, что законы Лев. 18 всегда были в силе, но патриархи им не следовали. Это лишь в очередной раз подтверждает тот факт, что они были обычными людьми, не защищёнными от ошибок. Другим объяснением может быть, что Бог в этом случае дал новые законы, возможно чтобы не допустить проблем, которые возникали в результате кровосмесительных отношений до того, как был дан Закон.
В законах в 18:6–18, что очевидно, некоторые из тех, с кем было запрещено заниматься сексом, на самом деле не были «кровными» родственницами в обычном понимании этого выражения. Они не были генетически родственны людям, о которых идёт речь в законе. Сводная сестра, например, на самом деле не является кровной родственницей своему сводному брату. Тогда, возможно, одной из основных целей этих стихов было дать определение «родственнице по плоти». В это понятие здесь была включена женщина, которая была близкой родственницей или замужем за человеком, который был кровным родственником. Сексуальные отношения с ней были незаконными. Снова Господь подчёркивает важность Своих слов, называя Своё имя: «Я Господь».
В последующих стихах перечислены девять видов запрещённых сексуальных отношений. Многие из них также фигурируют среди запретов в главе 20, где обычно упоминаются вместе с наказанием, полагающимся за нарушение этих законов.
Стихи 7, 8. Сексуальные отношения с матерью или мачехой (см. 20:11; Втор. 22:30; 27:20). Первый запрет — запрет на секс с собственной матерью. Поступить так означало открыть наготу отца своего. Смысл в том, что мать человека принадлежала его отцу и была частью отца (см. Быт. 2:23, 24).
То же верно в отношении жены отца, которая не была матерью этого человека. Подразумевается, что женщина, о которой здесь идёт речь, была его мачехой. Она могла быть одной из жён в полигамном браке (см. Быт. 35:22; 49:4). В другом сценарии мать мужчины умерла или развелась, и его отец женился снова (см. 1 Кор. 5:1). Мачеха, как и его мать, составляла одно целое с его отцом, и вступить с ней в сексуальные отношения означало согрешить против него.
Стих 9. Сексуальные отношения с сестрой или с сестрой по одному из родителей (см. 20:17; Втор. 27:22). Далее Господь запрещает мужчине вступать в сексуальные отношения со своей сестрой, которая была дочерью отца его или дочерью матери его. Выражение «дочь отца» обычно понимается как полнородная сестра, у которой были те же и отец и мать, что и у мужчины, о котором идёт речь. Однако под фразой «дочь матери» подразумевается сестра, которая была дочерью матери мужчины, но от другого отца. Представляется следующая картина: отец мужчины, к которому обращён закон, женился на вдове, у которой была дочь, а затем у пары появился сын. В таком случае сын должен был считать дочь своей матери своей сестрой и не должен был вступать с ней в сексуальные отношения.
Фраза «родившейся в доме или вне дома» толкуется по-разному. Она может означать, что, даже если сестра по одному из родителей родилась в другой семье, она всё равно должна была считаться его сестрой и поэтому он не должен был иметь с ней сношения или жениться на ней. Другая точка зрения, которой придерживается Уенхэм, состоит в том, что в законе подразумевается ситуация, когда вдова, имеющая дочь, ушла жить к новому мужу, а дочку оставила в своей семье. В таком случае, даже если дочь выросла в другой семье, она всё равно не годилась в жёны для сына её матери от второго мужа. Представляется, что перевод в Международном Библейском Обществе «Не вступай в половые отношения со своей сестрой, дочерью твоих отца или матери, родилась ли она в том же доме, что и ты, или нет», говорит в пользу такого толкования.
Стих 10. Сексуальные отношения с внучкой. Также запрещается вступать в половые отношения с внучкой, будь она ребёнком сына или дочери. Приводится причина: связь между дедом и внучкой такая тесная, что вступать в такой союз позорно. Господь это выразил, сказав, что секс с внучкой недопустим потому, что её нагота — это твоя нагота. Безнравственно и омерзительно состоять в сексуальных отношениях с человеком, который, по сути, является твоей частью.
Стих 11. Сексуальные отношения со сводной сестрой. Следующую категорию незаконных сексуальных отношений трудновато понять. Фраза «дочь жены отца твоего» так сложно построена, кажется, для того, чтобы указать на «дочь мачехи», иначе было бы просто сказано, что это «дочь матери твоей». Однако далее в стихе говорится, что эта дочь родилась от отца твоего. Если эти слова понимать буквально, то она должна быть полнородной сестрой или сестрой по одному из родителей; но тогда нет нужды в этом постановлении, так как сексуальные отношения с сестрой уже запрещены в стихе 9. Трудность может быть устранена другим пониманием фразы, переведённой «родившаяся от отца твоего». Эта фраза хорошо объясняется тем, что её значение не «рождённая от твоего отца», а «принадлежащая к расширенной семье отца, включающей и дальних родственников». Если это так, то, значит, брак или сексуальные отношения со сводной сестрой из расширенной семьи отца также запрещались.
Стихи 12–14. Сексуальные отношения c тёткой (см. 20:19, 20). Далее следует запрет на сексуальные отношения с тёткой, будь она сестрой отца, сестрой матери его или женой брата отца. В первых двух случаях тётка является единокровной родственницей по одному из родителей, и потому его единокровной родственницей. В третьем случае отношение женщины к дяде данного человека (единокровному родственнику) делает её единокровной родственницей этого мужчины, к которому обращены законы. Как говорит Дон Девельт, «Племянник не должен был вступать в брачные отношения со своей тёткой, пока был жив его дядя, и он не мог жениться на ней даже после смерти своего дяди».
Стих 15. Сексуальные отношения с невесткой (см. 20:12). Затем Господь запрещает мужчине иметь сексуальные отношения со своей невесткой. Как и в других случаях, этот мужчина мог силой заставить невестку вступить с ним в сексуальные отношения; но ему запрещалось воспользоваться своей силой для такого злого дела. Уважая её честь, он также проявлял уважение к своей плоти и крови — своему сыну.
Стих 16. Сексуальные отношения с женой брата (см. 20:21). Этот перечень людей, с которыми мужчина не должен был вступать в сексуальные отношения, завершается запретом на секс с невесткой, женой брата. И снова приводится причина: её брак с братом мужчины делает её частью семьи и, соответственно, кровной родственницей. А закон запрещал брату жениться на сестре.
На первый взгляд, может показаться, что закон, находящийся во Втор. 25:5–10 и известный сегодня как «закон левирата», противоречит этому постановлению. Он предписывал мужчине жениться на вдове своего брата, если его брат умирал, не оставив наследника. Кроме того, оговаривалось, что ребёнок, рождённый от их союза, должен был считаться ребёнком умершего брата и наследовал то, что принадлежало умершему брату. Очевидная разница между этими двумя законами состоит в том, что закон в книге «Левит» говорит о живом брате, а закон в книге «Второзаконие» говорит об умершем брате. Поэтому, согласно закону в книге «Левит», если муж разводился со своей женой, его брат не мог жениться на ней. С другой стороны, если брат умирал, не оставив наследника, то мужчина обязан был жениться на вдове, чтобы имя его брата сохранилось.
Стих 17. Сексуальные отношения с женщиной и её дочерью или внучкой (см. 20:14). Далее Господь запрещает мужчине вступать в сексуальные отношения с женщиной и дочерью её, или с женой и дочерью её или женой и её внучкой (дочерью сына её или дочерью дочери её). Предположительно, этим законом запрещались ведущиеся в одно время сексуальные отношения с женщиной и её дочерью или внучкой (а не брак с одной, а потом с другой). (В ветхозаветные времена Бог разрешал мужчине иметь больше одной жены, хотя от начала Его план относительно брака был, чтобы мужчина имел только одну жену; см. Мф. 19:4–6). Согласно этому закону, для мужчины быть женатым на двух настолько близкородственных женщинах (то есть иметь сексуальные отношения с ними), было беззаконием (или «мерзостью»; Российское Библейское Общество).
Стих 18. Быть женатым на двух сёстрах. Этот стих завершает данную серию запретов, связанных с инцестом, запрещением женатому мужчине жениться на сестре своей жены. В стихе указывается, что такой брак сделает вторую сестру соперницей первой жены. Это правило, однако, уточняется фразой при жизни её, из которой можно заключить, что мужчина мог жениться на сестре своей жены после смерти последней.