Эрмитаж – музей энциклопедический. Он гордится богатством и разнообразием своих коллекций, позволяющих познакомиться с множеством шедевров искусства разных стран и эпох. Собрание Эрмитажа многое может поведать о самых разных сторонах жизни, в том числе, и о гастрономических причудах прошлого. Залы хранят память о блистательных императорских пирах, роскошная посуда – о богатстве старинной сервировки.
Каждую неделю мы будем знакомить вас с произведениями из собрания музея, всматриваясь в которые, можно почувствовать, будто вот-вот попробуешь на вкус яства минувших эпох.
Мы продолжаем гастрономическую экскурсию. Рассмотрим картины Франса Снайдерса «Лавки»
Фламандский художник Франс Снейдерс учился у Питера Брейгеля Младшего и сблизился с его братом, Яном Брейгелем Бархатным, под влиянием которого начал заниматься натюрмортом. После 1612 года он испытал значительное воздействие искусства самого великого из фламандских художников того времени, Питера Пауля Рубенса, и начал работать в большом монументальном стиле.
Четыре из пяти (кроме находящейся в центре) огромных композиций с изображением лавок составляют серию, представляющую собой одну из наиболее грандиозных работ Снейдерса. Эта серия вошла в собрание Эрмитажа Екатерины в 1779 году, когда императрица приобрела коллекцию картин бывшего премьер-министра Англии Роберта Уолпола. Создана серия была в конце 1610-х годов, прежде считалось, что для столовой дворца епископа города Брюгге, известного любителя искусств Антония Триста. Однако в последнее время стали известны документы, указывающие, что картины предназначались для особняка Жàка ван Òффема, богатого фламандского буржуа, возведённого испанским королём в рыцарское достоинство и занимавшего должность главного судебного исполнителя Брюсселя. Представлены картины именно в том порядке, в котором они находились в большой прихожей перед кабинетом хозяина дома: «Рыбная лавка», затем рядом друг с другом парные «Зеленная лавка» и «Фруктовая лавка», и, напротив первой, - «Лавка дичи».
Художник воспевает здесь, прежде всего, изобилие даров природы, богатство и процветание родной Фландрии. Это процветание кажется не только необычайно мощным, но и вечным: не случайно в картинах можно увидеть аллегории всех сезонов. «Рыбная лавка» - это Зима. Не оставляет сомнений в этом пейзаж с низко нависшими тяжёлыми тучами на небе, видный в глубине слева. Лавка с зеленью и овощами – это Весна, фруктовая – Лето, а сезон охоты, о которой напоминает лавка дичи – Осень.
Разнообразие даров природы должно поражать воображение зрителя. Во «Фруктовой лавке» горы всевозможных плодов переполняют огромные корзины и изящные миски, громоздятся не только на прилавке, но и прямо на полу. Впечатление совершенной натуральности усиливает присутствие рядом с предметами и нарядной дамы, выбирающей предлагаемые торговкой персики, ее собачки, лающей прямо на зрителя, обезьяны, переворачивающей корзину так, что кажется, плоды летят прямо к нашим ногам.
Вместе с тем, в картинах серии можно узнать и аллегории природных стихий. Фрукты и овощи – это дары Земли. Кажется всё, что может дать человеку водная стихия, стремится вместить в свою «Рыбную лавку» Снейдерс. На гигантском прилавке сплетаются тела, плавники и щупальца огромных рыб и крабов, мелкие рыбёшки наполняют корзину, с перекладины свисает большой скат. Всё, что мы видим кажется живым. Художника увлекает передача движения юрко извивающихся угрей, медлительности черепахи и любопытства тюленей.
В отличие от многоцветной «Фруктовой лавки» здесь господствует гармония серо-серебристых тонов, оживлённых всплесками красных и золотистых, но эта цветовая тонкость, заставляя нас различать нюансы, только усиливает ощущение бесконечности разнообразия. Это разнообразие мы ощущаем с помощью наших пяти чувств, и аллегории их тоже присутствуют в картинах Снейдерса. Наше Зрение помогает всмотреться и оценить визуально обилие и разнообразие даров природы, дама, выбирающая персики, кажется, делает это не столько глядя на них, сколько ощупывая, обезьяна в той же фруктовой лавке вцепилась в корзину когтями, - это Осязание. На неё шипит, сидящая на той же корзине белка, лает на зрителя, позвякивая колокольчиками на ошейнике маленькая собачка – это говорит нам о Слухе. Наше Обоняние может возбудить здесь многое, но в первую очередь аллегорией этого чувства являются цветы в зеленной лавке. Конечно, очень многое возбуждает и наш Вкус, но пощипывающая капусту лошадь пробует её на вкус буквально.
Как найти экспонат в Эрмитаже?
Картины «Лавки» Франса Снейдерса представлены в Главном музейном комплексе в зале № 245 (Зал Снейдерса)
На следующей неделе мы продолжим нашу гастрономическую экскурсию и познакомимся с еще одной картиной Франса Снейдерса: «Повар у стола с дичью».
#гастрономический эрмитаж